Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в МАОУ СОШ № 200

Принято на Педагогическом
совете МАОУ СОШ №200,
протокол № 16
от «29» августа 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ № 200
_____Шмитова С.Ю.
Приказ № 129
от «03» сентября 2019 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОЕКТНОЙ И УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАОУ СОШ №200

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи проектной и учебно-исследовательской
деятельности в МАОУ СОШ №200, порядок ее организации и общие требования к содержанию
и оценке проектных и исследовательских работ учащихся.
1.2 Настоящее положение разработано на основе федерального закона «Об образовании в РФ»,
Федерального государственного стандарта основного общего образования, Федерального
государственного стандарта среднего общего образования, Основной образовательной
программы основного общего образования МАОУ СОШ №200, Основной образовательной
программы среднего общего образования МАОУ СОШ №200.
1.3. Проектная и учебно-исследовательская деятельность является одной из форм организации
образовательного процесса, она способствует повышению качества образования,
демократизации стиля общения учителей и учащихся, развитию персональных
компетентностей обучающихся, их успешной социализации.
1.4. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является одним из методов
развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку
самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, подбор методов, сбор и
обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов и выводы
по работе), способствует развитию творческих способностей и логического мышления.
1.5. Проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является одним из способов
развития универсальных учебных действий и оценки достижения метапредметных результатов
основной образовательной программы.
2. Цели проектной и учебно-исследовательской деятельности
Создание условий для формирования у учащихся функционального навыка
исследования как универсального способа освоения действительности,
активизации
личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения
субъективно новых знаний, развития творческой личности, ее самоопределения и
самореализации,
Изменение психологии участников образовательных отношений и перестановка акцентов с
традиционных образовательных форм на сотрудничество, партнерство учителя и ученика, их
совместный поиск новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при
создании своего продукта, формирование ключевых компетенций, необходимых для жизни и
успешной самореализации человека в обществе,
Воспитание личности выпускника, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном
мире, важнейшими качествами которой являются инициативность, способность творчески мыслить
и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни.
3.Задачи проектной и учебно-исследовательской деятельности:
3.1.Способствовать становлению ценностно-смысловой сферы учащихся.
3.2. Формирование у обучающихся предметных и метапредметных компетенций.
3.3. Формировать умение ставить проблему исследования и предлагать варианты еѐ решения.
3.4. Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные
шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении
всей работы).
3.5. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь
выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).
3.6. Развитие умения анализировать синтезировать, обобщать (креативность и критическое
мышление).
3.7. Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над исследованием,
проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь
понятие о библиографии).
3.8. Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности учащихся, формирование
позитивного отношения к работе.

3.9. Вовлечение в процесс исследования, проектирования всех участников образовательных
отношений - учителей, учащихся и их родителей (законных представителей), создание единого
творческого коллектива единомышленников, занятых общим делом воспитания и самовоспитания
современной творческой личности.
3.10. Расширение и совершенствование области тематического исследования в исследовательской,
проектной деятельности; поиски новых направлений и форм исследования, проектирования.
3.11. Расширение границ практического использования исследовательских, проектных работ,
созданных педагогами и школьниками, укрепление престижа участия в исследовательской,
проектной деятельности для школьников, отработка механизма материального и морального
стимулирования для педагогов.
4. Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности
4.1. К общим чертам, принадлежащим как проектной, так и учебно-исследовательской деятельности
можно отнести: целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и
методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и
сроков работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями
исследования; проведение работ; представление результатов (защита работы).
4.2.К специфическим различиям проектной деятельности можно отнести такие черты:
 проект - преобразовательная функция человеческой деятельности, он в своей основе
прагматичен;
 проект направлен на получение конкретного запланированного результата - продукта,
имеющего определѐнное практическое применение;
 реализацию проекта предваряет представление о будущем продукте (замысел), который
воплощается поэтапно (планирование);
 результат проекта должен быть точно соотнесѐн со всеми характеристиками,
сформулированными в его замысле.
4.3. К специфическим различиям учебно-исследовательской деятельности следует отнести
следующие черты:
 ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся
посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным
исследованием;
 в процессе исследовательской деятельности у учащихся формируется познавательная
установка на готовность познавать мир как он есть (неутилитарная деятельность);
 в ходе исследования организуется поиск в какой-то определѐнной области, ограниченной
объектом и предметом исследования;
 логика исследования должна включать: формулировку проблемы, выдвижение гипотезы,
экспериментальную или модельную проверку выдвинутой гипотезы, формулировку выводов
исследования, которые являются его результатом; отрицательный результат в данном случае
тоже является результатом;
 в отличие от научно-исследовательской деятельности учебно-исследовательская
деятельность не предполагает обязательной ориентации на получение нового знания (это
эффект работы, а не его результат); индивидуальное исследование ученика является
исследовательской пробой.

5. Содержание проектной и учебно-исследовательской деятельности
5.1. Проектная и учебно-исследовательская деятельность является составляющей учебной
деятельности учащихся. Проектная деятельность является обязательной для учащихся средней
и старшей школы, для учащихся начальной школы в соответствии с Основной образовательной
программой начального общего образования ученик начальной школы имеет право
дополнительно участвовать в проектной деятельности по своему выбору.
5.2. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося
(обучающегося), занимающегося по Федеральным государственным образовательным стандартам.

Обучающиеся должны защитить индивидуальный итоговый проект за курс основной школы в 9
классе и индивидуальный итоговый проект за курс средней школы в 11 классе.
5.3. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих
материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся.
5.4. Процесс подготовки учебно-исследовательских работ и проектов является планомерным и
регулируемым. Общее руководство проектной и учебно-исследовательской работой в школе, ее
координация, контроль за выполнением этапов, а также методическая и организационная
помощь на каждом этапе осуществляются учителем предмета «Учебно-исследовательская
деятельность» и заместителем директора.
5.5. Направление и содержание проектной и учебно-исследовательской деятельности
определяются учащимися совместно с руководителями работ (на уровне среднего образования –
в соответствии с профилем обучения). При выборе темы можно учитывать приоритетные
направления развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Тематика
проектной или учебно-исследовательской работы должна соответствовать возрастной группе
автора, современному уровню развития науки.
5.6. Для осуществления проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
определяется руководитель проекта (исследования). Руководителями проекта (исследования) могут
быть учителя, педагоги дополнительного образования МАОУ СОШ № 200, педагог-психолог.
Каждый руководитель осуществляет систематический контроль за деятельностью учащегося,
консультирует его по вопросам планирования, методики проектирования (исследования),
оформления и представления результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности.
5.7.Учебно-исследовательские и проектные работы обучающихся могут быть следующих видов:
 творческие;
 инженерные;
 прикладные;
 инновационные;
 социальные;
 инженерно-конструкторские и т.д.;
5.8.Количество участников учебно-исследовательской работы или проекта может варьироваться индивидуально, в паре или группе.
5.9. Учебно-исследовательская работа или проектная работа не допускает какие-либо виды
плагиата. Использование каких-либо видов информационных источников обязательно
сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе на Internet-ресурсы.
5.10. Для эффективной работы над проектом учащиеся 5-7-х классов заполняют «Отчетный лист
выполнения исследовательской работы», учащиеся 8-11-х классов ведут «Дневник работы над
индивидуальным проектом».
5.11. Результатом (продуктом) проектной деятельности может стать макет или модель (чертеж)
изделия; отчѐтные материалы по социальной проблематике, которые могут включать как
тексты, так и мультимедийные продукты; бизнес-план, авторское периодическое издание (газета,
журнал), видеофильм, статья, электронное учебное пособие, мультимедийный продукт, проведение
мероприятия, выставка фоторепортаж, стендовый доклад и т.д.
5.12.Результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности представляются на школьной
научно-практической конференции отдельно для начальной, средней и старшей школы: 1-4 классы
– «Юный исследователь», 5-9 классы – «Первый шаг в науку», 10-11 классы - «Мир глазами науки».
В состав экспертной комиссии могут входить учителя-предметники, педагоги дополнительного
образования, педагог-психолог, представители администрации школы, а также учащиеся старших
классов. Экспертная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности
конкретного ученика или учеников. По решению экспертной комиссии лучшие работы
учащихся могут быть поощрены дипломами призеров и победителей, рекомендованы к
представлению на конференциях, семинарах и конкурсах муниципального, регионального,
федерального и международного уровней. Количество членов комиссии должно быть не менее 2-х
и не более 7 человек (в том числе в пределах секции).

5.13. Для защиты учебно-исследовательских работ и проектов приказом директора утверждается
график защиты, состав комиссии.
6. Требования к оформлению учебно-исследовательской работы или проекта:
6.1. Описательная (текстовая) часть работы представляются на бумажном и электронном носителях.
Объѐм текстовой части - до 30 страниц. Работа оформляется в пластиковой папке-скоросшивателе
с прозрачной верхней обложкой. Текст работы печатается на белой бумаге формата А4, с одной
стороны листа, вкладывается в файлы папки по 1 листу в файл или подшивается на пружину.
6.2. Формат А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал - 1,5, ориентация листа
– книжная, поля – 2 см, выравнивание текста по ширине, отступ абзаца на 1,27. Названия глав
(разделов) выделены полужирным шрифтом. Нумерация страниц – в правом нижнем углу. Таблицы,
рисунки, приложения нумеруются в правом верхнем углу в порядке их использования. Ссылки на
издания из списка источников и литературы оформляются в тексте работы квадратными скобками.
6.3. Оформление титульного листа: в верхней части указывается название образовательного
учреждения в соответствии с уставом, район города, к которому относится данная образовательная
организация; в середине листа по центру указывается вид работы и тема без кавычек; в нижней
части листа справа размещаются сведения об авторе (фамилия, имя, класс) и о руководителе
(фамилия, имя, отчество, должность); в самом низу листа по центру - год (Приложение № 1) .
6.4. Визуальная часть проектной или исследовательской работы представляется в виде
мультимедийной презентации (Приложение № 2).
6.5. Работа должна содержать титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение,
список использованных источников и литературы, приложение. В оглавление включаются
заголовки глав и разделов проекта и соответствующие номера страниц.
Введение включает: обоснование актуальности темы; формулировку проблемы (объекта и
предмета) исследования или проекта; цели и задач; краткий обзор используемой литературы и
источников; обзор материалов по проблеме; характеристику личного вклада автора проекта в
решение проблемы.
Основная часть состоит из двух частей - теоретической и практической - и делится на главы,
подглавы с выводами по каждому части, главе работы. Теоретическая часть содержит информацию,
собранную и обработанную автором: описание основных рассматриваемых фактов, характеристику
методов решения проблемы; сравнение известных автору старых и предлагаемых методов
решения; обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота,
наглядность, практическая значимость и т.д.). Практическая часть работы содержит описание
выполнения, создания, реализации идеи автора.
В заключении приводятся лаконичные и обобщенные выводы и результаты, полученные
автором; направления дальнейших исследований; предложения по практическому использованию
результатов исследования или проекта.
В список источников и литературы заносятся публикации, издания и источники,
использованные автором, пронумерованные, расположенные в алфавитном порядке. Оформление
по ГОСТ 7.1-2003 (с изменениями на 21.12.2017 г.).
Приложение содержит вспомогательные и дополнительные материалы: рисунки, схемы,
карты, таблицы, фотографии и т.п., на которые содержатся ссылки в основной части работы.
При оценке учебно-исследовательских и проектных работ учитывается и грамотность
текста. В тексте не допускается сокращение названий, наименований, за исключением
общепринятых.
7. Защита учебно-исследовательских и проектных работ.
7.1. Защита учебно-исследовательских и проектных работ производится публично, в виде устного
5-7 минутного доклада в сопровождении мультимедийной презентации. Далее следуют ответы на
вопросы комиссии.
7.2. Оценивание защиты учебно-исследовательской или проектной работы происходит по
разработанным критериям (Приложение № 3).

Приложение № 1 к Положению
Образец оформления титульного листа
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 200
с углублѐнным изучением отдельных предметов
МО «город Екатеринбург»
Чкаловский район

Направление: ____________________

Вид работы
Тема работы
Автор (авторы) работы: Фамилия Имя Отчество,
Фамилия Имя Отчество,

класс
класс

Руководитель (руководители) работы: Фамилия Имя Отчество,
должность с указанием преподаваемого предмета,
место работы (краткое наименование по Уставу, если не совпадает с образовательной организацией)
____________________*
____________________*
Фамилия Имя Отчество,
должность с указанием преподаваемого предмета,
место работы (краткое наименование по Уставу,
если не совпадает с образовательной организацией)

2019 г.

Тема работы указывается с прописной буквы, регистр – как в предложениях, без кавычек. Фамилия, имя,
отчество автора (авторов) работы указываются в алфавитном порядке, полностью, подчеркиваются.
Фамилия, имя, отчество педагога – руководителя (руководителей) работы указываются в алфавитном
порядке, полностью, подчеркиваются. Оставить 2 пустые строки после данных основного руководителя
из муниципальной ОО.

Приложение № 2 к Положению
Общие требования к созданию мультимедийной презентации
1.

Презентация создается в программе PowerPoint

2.

Презентация предназначена для иллюстрации выступления продолжительностью 5-7

3.

Презентация состоит из 8-15 слайдов

4.

Презентация выполняется в едином стиле (шаблон-фон-шрифт)

минут

5.
Текст в презентации выполняется прямым шрифтом (например, Arial), соотношение
текстовой, графической, табличной и фото информации сопоставимо друг с другом, размер шрифта
– не менее 20-24
6.

Иллюстрации, схемы, таблицы должны быть подписаны

7.
Слайды презентации не должны быть перегружены информацией, применение
анимации – минимальное, только в самых необходимых случаях
8.
В случае необходимости, презентация может включать фрагменты медиа-продуктов
(фильмов, слайдфильмов, аудиозаписей и т. д.)
9.

Примерный состав слайдов презентации

А) Титульный слайд (Тема работы, ФИО автора, ФИО руководителя, название
организации, год)
Б) Цель и задачи, гипотеза* работы
В) Кратко тезисы теоретической части
Г) Демонстрация хода выполнения практической (проектной) части (возможные
варианты построения: гипотеза – методика – эксперимент - массив данных – обработка анализ –
выводы), фото автора или коллектива, выполняющих работу
Д) Выводы (текст – 2-3 пункта)
Во время устной защиты докладчик излагает содержание работы своими словами (а не
зачитывает текст на слайде), периодически обращаясь к изображению.

Приложение № 3 к Положению
Критерии оценивания выполнения и защиты
учебно-исследовательской или проектной работы

1.Актуальность темы (проблемы) работы
2. Формулировка цели, задач исследования
3. Определение объекта и предмета исследования*
4. Формулировка гипотезы исследования*
5. Обоснование методов исследования*
6. Наличие и качество необходимых частей работы
7. Полнота раскрытия темы (уровень владения материалом, теоретической части)
8. Наличие и качество практической части
9. Формулировка выводов исследования
10. Разнообразие источников по теме работы
11. Обоснование личной позиции автора
12. Обоснование перспектив дальнейшей разработки темы

13.Оформление текстовой части работы
14. Соответствие представления содержанию работы
15.Наличие и качество презентации
16.Ответы на вопросы (речевая компетентность, эффективность взаимодействия с аудиторией)
17. Соблюдение регламента выступления (5-7 мин.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».