ПРИНЯТО Педагогическим Советом МАОУ СОШ № 200 Протокол № 17 от 30 августа 2021 года Утверждаю Директор МАОУ СОШ № 200 ____________ Миронова С.А. Приказ № 73 от 30 августа 2021 года СОГЛАСОВАНО с Советом обучающихся Протокол № 6 от 30 августа 2021 года Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья 1. Общие положения 1. 1.Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 1.2. Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья производится на основании: – Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; - Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении СанПиН 1.24.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (с изменениями и дополнениями); -Приказа Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»; - Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 №189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»; -Приказа Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 №190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 5 октября 2020 №546 «Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и приложении к ним»; – ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598; – ФГОС начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373; – ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897; – ФГОС среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413; -Письма Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”; - Устава МАОУ СОШ № 200; -Положения МАОУ СОШ №200 об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий. 2. Организация образовательной деятельности лиц с ОВЗ а МАОУ СОШ №200 (далее в Учреждении) 2.1. Обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психо-физического развития и состояния здоровья, в т. ч. получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медикопедагогической коррекции. 2.2. Дети с ОВЗ получают образование в Учреждении в следующих формах: 1) в ОО; 2) вне образовательной организации: – по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования – на дому или в медицинских организациях, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. 2.3. Для обучающихся с ОВЗ реализуются следующие образовательные программы: – образовательные программы общего образования, разработанные и утвержденные в МАОУ СОШ №200; – адаптированные образовательные программы, разработанные и утвержденные в МАОУ СОШ №200. – образовательные программы для ребенка-инвалида, разработанные и утвержденные в Учреждении, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, утвержденной федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ) по результатам проведения МСЭ. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов может сопровождаться поддержкой тьютора (ассистента, помощника) ОО на основании рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ, которую формулирует ПМПК, а обучающемуся, имеющему статус инвалида, – ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК. 2.4. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Дети с ОВЗ принимаются в Учреждение на обучение по адаптированным основным образовательным программам (далее –АООП) только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. 2.5. Для инвалидов и лиц с ОВЗ при обучении по АООП в Учреждении: – начального общего образования срок обучения увеличивается не более чем на два года (до шести лет освоения образовательной программы); – основного общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год; – среднего общего образования срок обучения увеличивается не более чем на один год. 2.6. В случае обучения по АООП в Учреждении создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания Учреждения, а также иные условия без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. Доступность образовательной среды в Учреждении предполагает: -доступность для обучающихся с ОВЗ всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; – свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности и учебы, наличие оборудованного рабочего и читального мест. 2.7. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ могут быть реализованы в следующих формах: 1) урочной и внеурочной деятельности; 2) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; 3) сетевой и др. 2.8. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). 2.9. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются в Учреждении: 1) бесплатным питанием (в соответствии с нормативной документацией по организации горячего питания); 2) бесплатными специальными учебниками и учебными пособиями, иной учебной литературой. 2.10. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ может проводится в форме государственного выпускного экзамена в соответствии с Порядками проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. 2.11. Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по АООП, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам». 2.12. Лицам с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в форме основного государственного экзамена (9-е классы) и единого государственного экзамена (11-е классы), выдаются документы об образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании). 3. Особенности реализации образовательных программ в урочной и внеурочной форме в Учреждении. 3.1. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано совместно с другими обучающимися (инклюзивно), не имеющими нарушений в развитии. 3.2. Количество учащихся в классе определяется исходя из максимального количества детей с ОВЗ в классах в зависимости от категории обучающихся и вариантов программы. Комплектование инклюзивных классов производится с учетом требований, установленных в приложении 1 к СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 3.3. При необходимости в Учреждении проводится коррекционная работа для детей с ОВЗ. Такая работа осуществляется на основе АООП или программы коррекционной работы, являющейся разделом адаптированной основной образовательной программы общего образования. 3.4. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ осуществляют педагогпсихолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед. 4. Особенности реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 4.1. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий может осуществляться в Учреждении при реализации образовательных программ в любой форме обучения (очной, очно-заочной), а также при сочетании различных форм обучения в соответствии с Положением Учреждения об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе при отсутствии медицинских противопоказаний.