МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 200
СОГЛАСОВАНО
кафедра гуманитарных дисциплин
Дулепова АЕ..
Протокол №3
от "31" мая 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
______________Миронова С.А.
Приказ №65
от "01" 06 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 991179)
учебного предмета
«Основы духовнонравственной культуры
народов России»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Федотовских Галина
Олеговна
Екатеринбург 2022
Рабочая программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (далее — ОДНКНР) для5—6 классов образовательных организаций составлена в
соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к результатам освоения программы основного
общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию
и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования,
Примерной программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к
результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и
психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что
данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать,
что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший
результат обучения ОДНКНР.
В процессе изучения курса, обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях
между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного
общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России. Содержание курса направлено на формирование
нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание
патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование
исторической памяти.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная
идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической
и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не
конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в
содержании предмета и его смысловых акцентах. Принцип научности подходов и содержания в
преподавании данной дисциплины означает важность терминологического
единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и
усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования
познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и
содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для5—6 классов,
когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и
общественно-научных учебных предметов. Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной
области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального
гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и
любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в
духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются: формирование общероссийской гражданской
идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в
контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и
мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; создание условий для
становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу
Российской Федерации, формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений; идентификация собственной личности как
полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является
обязательной для изучения. Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» в 5 классах. В целях реализации настоящей программы на
изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на учебный год, не менее
1 учебного часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и
ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и
единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как
общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры.
Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской
культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как
культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех
народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и
его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной
культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности.
Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России.
Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к
социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие). Единство культур народов России.
Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные
ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что
такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России.
Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества
(сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях
разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с
использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не
может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека.
Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое?
Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд.
Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека.
Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к
близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она
важна? История семьи —часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической
памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны
литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными
установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формированияобщих
духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству
и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины
культурного разнообразия.
Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны.
Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение
духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как
память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовнонравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как
форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в
его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от
религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты.
Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор
как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература.
Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о
бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного
зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их
особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые
духовно-нравственные ценности народов России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и
ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу
образовательной программы. Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной
и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской
гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов
России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской
государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм
морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания
способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию основы духовно-нравственной культуры народов России.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира . Смыслообразование: сформированность ответственного
отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной
рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного вы-бора,
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потреблении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные
учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их
использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в
различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают: умение определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, п аналогии) и делать выводы (логические
УУД); умение создавать, применять и преобразовывать знаки и сим-волы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
смысловое чтение; развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают: умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
(коммуникация); формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают: умение самостоятельно определять цели
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); умение
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией (контроль и коррекция); умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения (оценка); владение основами самоконтроля, самооценки,
принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная
рефлексия,саморегуляция)деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов
действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа
мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования
личности гражданина России; иметь представление о содержании данного курса, в том числе о
понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовнонравственному единству страны; понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовнонравственным развитием личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения
Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;66 знать о современном
состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах
культурных различий; понимать необходимость межнационального и межрелигиозного
сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями,
обосновывать их необходимость
Тема 3. Язык и история
Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание
личности; иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных
смыслов культуры; понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации
межкультурного диалога и взаимодействия; обосновывать своё понимание необходимости
нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Иметь базовые представления о
происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;
знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России,
важность его для существования государства и общества; понимать, что русский язык — не только
важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние
российского государства, уметь приводить примеры; иметь представление о нравственных категориях
русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
Иметь сформированное представление о понятие «культура»; осознавать и уметь доказывать
взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их
различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия; уметь выделять общие
черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
Тема 6. Материальная культура
Иметь представление об артефактах культуры; иметь базовое представление о традиционных укладах
хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве; понимать взаимосвязь между
хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры; понимать и объяснять зависимость
основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных
условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура
Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,
«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления; понимать смысл и взаимосвязь
названных терминов с формами их репрезентации в культуре; осознавать значение культурных
символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов; знать, что такое знаки и
символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные
социально-культурные функции; осознавать связь религии и морали; понимать роль и значение
духовных ценностей в религиях народов России; уметь характеризовать государствообразующие
конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование. Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать
его важность для личности и общества; иметь представление об основных ступенях образования в
России и их необходимости; понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; приводить
примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом
человека; понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества,
осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых
сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)Иметь сформированные
представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях; выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего
народа; предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными
ценностями на основе местной культурно-исторической специфики; обосновывать важность
сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и
нравственности современного общества.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей. Знать и понимать смысл термина «семья»;
иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и
отношений в семье; осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными
особенностями своего времени; уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурноисторическими условиями её существования; понимать и обосновывать такие понятия, как
«счастливая семья», «семейное счастье»; осознавать и уметь доказывать важность семьи как
хранителя традиций и её воспитательную роль; понимать смысл терминов «сиротство», «социальное
сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам
со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
Знать и уметь объяснить понятие «Родина»; осознавать взаимосвязь и различия между концептами
«Отечество» и «Родина»; понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и
сохранения; обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства,
человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России. Иметь представление о семейных традициях и
обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений; знать и понимать
взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса; уметь рассказывать о семейных
традициях своего народа и народов России, собственной семьи; осознавать роль семейных традиций в
культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Знать и называть традиционные сказочные и
фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях; уметь обосновывать своё понимание
семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах; знать и понимать морально-нравственное
значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием
семьи в произведениях художественной культуры; понимать и обосновывать важность семейных
ценностей с использованием различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд; понимать и уметь объяснять
специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение
экономических функций в семье; осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социальноэкономической структурой общества в форме большой и малой семей; характеризовать
распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории
народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и
примерах из жизни собственной семьи;66 выделять особенности духовной культуры семьи в
фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными
ценностями семьи; обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3.
Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура. Знать и понимать значение термина «человек» в
контексте духовно-нравственной культуры; уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность
человека и общества, человека и культуры; понимать и объяснять различия между обоснованием
термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества; знать, что такое гуманизм, иметь
представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Знать значение термина «творчество»
в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; осознавать и доказывать важность
морально- нравственных ограничений в творчестве; обосновывать важность творчества как
реализацию духовно-нравственных ценностей человека; доказывать детерминированность творчества
культурой своего этноса; знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Знать и уметь объяснить значение и роль
морали и нравственности в жизни человека; обосновывать происхождение духовных ценностей,
понимание идеалов добра и зла; понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей,
как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм»,
патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Понимать и уметь объяснять суть
термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
иметь представление о значении и функциях изучения истории; осознавать историю своей семьи и
народа как часть мирового исторического процесса. Знать о существовании связи между
историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовнонравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;6рассказывать об
особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства
литературного языка; обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как
формы трансляции культурных ценностей; находить и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла в литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как
формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества; понимать и
обосновывать важность сохранения культурного наследия; знать, что такое глобализация, уметь
приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовнонравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Знать и уметь объяснить суть и
значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы
человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая
па-мять и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и
исторические особенности российского народа: осознавать духовно-нравственные ценности в
качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»; называть
основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают; уметь
объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации»,
«государствообразующий народ», «титульный этнос», понимать ценность многообразия культурных
укладов народов Российской Федерации; демонстрировать готовность к сохранению
межнационального и межрелигиозного согласия в России; уметь выделять общие черты в культуре
различных народов обосновывать их значение и причины.
Тема 25. Праздники в культуре народов России
Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада; различать основные типы праздников;
уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи; анализировать
связь праздников и истории, культуры народов России; понимать основной смысл семейных
праздников: определять нравственный смысл праздников народов России; осознавать значение
праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовнонравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и
проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности; осознавать и уметь
охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ; осознавать и
уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными
ценностями народов России; устанавливать связь между историей памятника и историей края,
характеризовать памятники истории и культуры; иметь представление о нравственном и научном
смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об
особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального
языка; обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции
культурных ценностей; находить и обозначать средства выражения морального и нравственного
смысла музыкальных произведений; знать основные темы музыкального творчества народов России,
народные инструменты
Тема 28. Изобразительное искусство народов России
Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества,
рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства; уметь
объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты; обосновывать и
доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции
культурных ценностей; находить и обозначать средства выражения морального и нравственного
смысла изобразительного искусства; знать основные темы изобразительного искусства народов
России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих
языковых выразительных средств; понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории
народа и его ценностей, морали и нравственности; знать, что такое национальная литература и каковы
её выразительные средства; оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда,
Дом. Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания
народа на примерах из истории и культуры своего региона; уметь доказывать и отстаивать важность
сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций,
многообразия культур; уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия
между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для
пятиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей); понимать и уметь показывать на
примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба,
коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
понимать, что такое культурная карта народов России; описывать отдельные области культурной
карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для
обоснования её территориального, политического и экономического единства; понимать и доказывать
важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения
отдельных этносов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов
и
программы
Количество часов
тем
всего контрольн
ые работы
Дата
изучени
практически я
е работы
Виды деятельности
Виды, формы Электронные
контроля
(цифровые)
образовательны
е ресурсы
Раздел 1. «Россия — наш общий дом»
1.1.
Зачем изучать курс 1
«Основы
духовнонравственной
культуры
народов
России»?
Знать цель и
предназначение курса
«Основы духовнонравственной культуры
народов России», понимать
важность изучения
культуры и
гражданствообразующих
религий для формирования
личности гражданина
России; иметь
представление о
содержании данного курса,
в том числе о понятиях
«мораль и нравственность»,
«семья», «традиционные
ценности», об угрозах
духовно-нравственному
единству страны; понимать
взаимосвязь между языком
и культурой, духовнонравственным развитием
личности и социальным
поведением.
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
использование
м
«Оценочного
листа»;
1.2.
Наш дом — Россия
Иметь представление об
историческом пути
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
1
1.3.
Язык и история
1
формирования
многонационального
состава населения
Российской Федерации, его
мирном характере и
причинах его
формирования;66 знать о
современном состоянии
культурного и религиозного
разнообразия народов
Российской Федерации,
причинах культурных
различий; понимать
необходимость
межнационального и
межрелигиозного
сотрудничества и
взаимодействия, важность
сотрудничества и дружбы
между народами и нациями,
обосновывать их
необходимость
использование
м
«Оценочного
листа»;
Знать и понимать, что такое
язык, каковы важность его
изучения и влияние на
миропонимание личности;
иметь
базовые
представления
о
формировании языка как
носителя
духовнонравственных
смыслов
культуры; понимать суть и
смысл
коммуникативной
роли языка, в том числе в
организации
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
использование
м
«Оценочного
листа»;
межкультурного диалога и
взаимодействия;
обосновывать
своё
понимание необходимости
нравственной
чистоты
языка,
важности
лингвистической гигиены,
речевого этикета.
1.4.
Русский язык — язык 1
общения
и
язык
возможностей
Иметь
базовые
представления
о
происхождении и развитии
русского
языка,
его
взаимосвязи с языками
других народов России;
знать и уметь обосновать
важность русского языка
как культурообразующего
языка
народов
России,
важность
его
для
существования государства
и общества; понимать, что
русский язык — не только
важнейший
элемент
национальной культуры, но
и
историко-культурное
наследие,
достояние
российского
государства,
уметь приводить примеры;
иметь
представление о
нравственных
категориях
русского языка и их
происхождении.
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
использование
м
«Оценочного
листа»;
1.5.
Истоки
культуры
1.6
Материальная
культура
родной 1
Иметь
сформированное
представление о понятие
«культура»; осознавать и
уметь
доказывать
взаимосвязь культуры и
природы; знать основные
формы
репрезентации
культуры,
уметь
их
различать и соотносить с
реальными проявлениями
культурного многообразия;
уметь
выделять
общие
черты в культуре различных
народов, обосновывать их
значение и причины.
Устный опрос; https://videouroki.
Письменный
net
контроль;
Самооценка с
использование
м
«Оценочного
листа»;
1
Иметь представление об
артефактах культуры; иметь
базовое представление о
традиционных
укладах
хозяйства:
земледелии,
скотоводстве,
охоте,
рыболовстве;
понимать
взаимосвязь
между
хозяйственным укладом и
проявлениями
духовной
культуры;
понимать
и
объяснять
зависимость
основных
культурных
укладов народов России от
географии их массового
расселения,
природных
условий и взаимодействия с
другими этносами.
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
использование
м
«Оценочного
листа»;
1.7
Духовная культура
1
Иметь представление о
таких
культурных
концептах как «искусство»,
«наука», «религия»;
знать и давать определения
терминам
«мораль»,
«нравственность»,
«духовные
ценности»,
«духовность» на доступном
для обучающихся уровне
осмысления;
понимать
смысл
и
взаимосвязь
названных
терминов
с
формами их репрезентации
в
культуре;
осознавать
значение
культурных
символов, нравственный и
духовный
смысл
культурных
артефактов;
знать, что такое знаки и
символы, уметь соотносить
их
с
культурными
явлениями, с которыми они
связаны.
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
использование
м
«Оценочного
листа»;
1.8
Культура и религия
1
Иметь представление о
понятии «религия», уметь
пояснить её роль в жизни
общества
и
основные
социально-культурные
функции; осознавать связь
религии и морали; понимать
роль и значение духовных
ценностей
в
религиях
народов
России;
уметь
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
использование
м
«Оценочного
листа»;
характеризовать
государствообразующие
конфессии России и их
картины мира.
1.9
Культура
образование.
и 1
Характеризовать
термин
«образование» и уметь
обосновать
его важность для личности
и
общества;
иметь
представление об основных
ступенях образования в
России и их необходимости;
понимать
взаимосвязь
культуры и образованности
человека;
приводить
примеры
взаимосвязи
между
знанием,
образованием и личностным
и
профессиональным
ростом человека; понимать
взаимосвязь между знанием
и
духовно-нравственным
развитием
общества,
осознавать ценность знания,
истины, востребованность
процесса
познания
как
получения новых сведений
о мире.
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
использование
м
«Оценочного
листа»;
1.10
Многообразие
1
культур
России
(практическое
занятие)
Иметь
сформированные
представления
о
закономерностях развития
культуры
и
истории
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
использование
м
Итого по разделу:
народов, их культурных
осо-бенностях;66 выделять
общее и единичное в
культуре
на
основе
предметных
знаний
о
культуре своего народа;
предполагать и доказывать
наличие взаимосвязи между
культурой
и
духовнонравственными ценностями
на
основе
местной
культурно-исторической
специфики; обосновывать
важность
сохранения
культурного многообразия
как источника духовнонравственных
ценностей,
морали и нравственности
современного общества.
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа
Знать и понимать смысл
термина «семья»;
иметь представление о
взаимосвязях между типом
культуры и особенностями
семейного
быта
и
отношений
в
семье;
осознавать
значение
термина «поколение» и его
взаимосвязь с культурными
особенностями
своего
времени; уметь составить
Устный опрос; https://videouroki.
Письменный
net
контроль;
Самооценка с
использование
м
«Оценочного
листа»;
10
Раздел 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
2.1.
Семья — хранитель 1
духовных ценностей
рассказ о своей семье в
соответствии с культурноисторическими условиями
её существования; понимать
и
обосновывать
такие
понятия, как «счастливая
семья», «семейное счастье»;
осознавать
и
уметь
доказывать важность семьи
как хранителя традиций и её
воспитательную
роль;
понимать смысл терминов
«сиротство», «социальное
сиротство», обосновывать
нравственную
важность
заботы о сиротах, знать о
формах помощи сиротам со
стороны государства
2.2.
Родина начинается с 1
семьи
Знать и уметь объяснить
понятие
«Родина»;
осознавать взаимосвязь и
различия между концептами
«Отечество» и «Родина»;
понимать, что такое история
семьи, каковы формы её
выражения и сохранения;
обосновывать и доказывать
взаимосвязь истории семьи
и
истории
народа,
государства, человечества
Устный опрос; https://videouroki.
Письменный
net
контроль;
Самооценка с
использование
м
«Оценочного
листа»;
2.3.
Традиции семейного 1
воспитания в России
Иметь представление о
семейных
традициях
и
обосновывать их важность
как ключевых элементах
Устный опрос; https://videouroki.
Письменный
net
контроль;
Самооценка с
2.4.
Образ
семьи
в 1
культуре
народов
России
семейных отношений; знать
и понимать взаимосвязь
семейных
традиций
и
культуры
собственного
этноса; уметь рассказывать
о
семейных
традициях
своего народа и народов
России, собственной семьи;
осознавать роль семейных
традиций
в
культуре
общества,
трансляции
ценностей,
духовнонравственных идеалов.
использование
м
«Оценочного
листа»;
Знать
и
называть
традиционные сказочные и
фольклорные сюжеты о
семье,
семейных
обязанностях;
уметь
обосновывать
своё
понимание
семейных
ценностей, выраженных в
фольклорных
сюжетах;
знать и понимать моральнонравственное
значение
семьи
в
литературных
произведениях,
иметь
представление о ключевых
сюжетах с участием семьи в
произведениях
художественной культуры;
понимать и обосновывать
важность
семейных
ценностей
с
использованием различного
иллюстративного
Устный опрос; https://videouroki.
Письменный
net
контроль;
Самооценка с
использование
м
«Оценочного
листа»;
материала.
2.5
Труд в истории семьи 1
Знать и понимать, что такое
семейное
хозяйство
и
домашний труд; понимать и
уметь объяснять специфику
семьи как социального
института, характеризовать
роль домашнего труда и
распределение
экономических функций в
семье;
осознавать
и
оценивать семейный уклад
и взаимосвязь с социальноэкономической структурой
общества в форме большой
и
малой
семей;
характеризовать
распределение
семейного
труда и осознавать его
важность для укрепления
целостности семьи.
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
использование
м
«Оценочного
листа»;
2.6
Семья в современном 1
мире (практическое
занятие)
Иметь
сформированные
представления
о
закономерностях развития
семьи в культуре и истории
народов
России,
уметь
обосновывать
данные
закономерности
на
региональных материалах и
примерах
из
жизни
собственной
семьи;66
выделять
особенности
духовной культуры семьи в
фольклоре
и
культуре
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
использование
м
«Оценочного
листа»;
Практическая
работа
различных
народов
на
основе предметных знаний
о культуре своего народа;
предполагать и доказывать
наличие взаимосвязи между
культурой
и
духовнонравственными ценностями
семьи;
обосновывать
важность семьи и семейных
традиций для трансляции
духовно-нравственных
ценностей,
морали
и
нравственности как фактора
культурной
преемственности.
Итого по разделу:
6
Раздел 3. Духовно-нравственное богатство личности»
3.1
Личность
— 1
общество — культура
Знать и понимать значение
термина
«человек»
в
контексте
духовнонравственной
культуры;
уметь
обосновать
взаимосвязь
и
взаимообусловленность
человека
и
общества,
человека
и
культуры;
понимать
и
объяснять
различия
между
обоснованием
термина
«личность» в быту, в
контексте
культуры
и
творчества; знать, что такое
гуманизм,
иметь
Устный опрос; https://videouroki.
Письменный
net
контроль;
Самооценка с
использование
м
«Оценочного
листа»;
представление
о
его
источниках в культуре.
3.2
Духовный
мир 1
человека. Человек —
творец культуры
Знать значение термина
«творчество» в нескольких
аспектах
и
понимать
границы их применимости;
осознавать и доказывать
важность
моральнонравственных ограничений
в творчестве; обосновывать
важность творчества как
реализацию
духовнонравственных
ценностей
человека;
доказывать
детерминированность
творчества
культурой
своего этноса; знать и уметь
объяснить
взаимосвязь
труда и творчества.
Устный опрос; https://videouroki.
Письменный
net
контроль;
Самооценка с
использование
м
«Оценочного
листа»;
3.3
Личность и духовно- 1
нравственные
ценности.
Знать и уметь объяснить
значение и роль морали и
нравственности в жизни
человека;
обосновывать
происхождение духовных
ценностей,
понимание
идеалов добра и зла;
понимать
и
уметь
показывать на примерах
значение таких ценностей,
как
«взаимопомощь»,
«сострадание»,
«милосердие»,
«любовь»,
Устный опрос; https://videouroki.
Письменный
net
контроль;
Самооценка с
использование
м
«Оценочного
листа»;
«дружба», «коллективизм»,
патриотизм», «любовь к
близким».
Итого по разделу:
3
Раздел 4. «Культурное единство России»
4.1.
Историческая память 1
как
духовнонравственная
ценность
Понимать
и
уметь
объяснять суть термина
«история», знать основные
исторические периоды и
уметь
выделять
их
сущностные черты; иметь
представление о значении и
функциях изучения истории;66 осознавать историю
своей семьи и народа как
часть
мирового
исторического
процесса.
Знать о существовании
связи между историческими
событиями и культурой.
Обосновывать
важность
изучения
истории
как
духовнонравственного
долга
гражданина
и
патриота.
Устный опрос; https://videouroki.
Письменный
net
контроль;
Самооценка с
использование
м
«Оценочного
листа»;
4.2
Литература как язык 1
культуры
Знать и понимать отличия
литературы от других видов
художественного
творчества;6рассказывать
об
особенностях
литературного
повествования,
выделять
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
использование
м
«Оценочного
листа»;
простые
выразительные
средства
литературного
языка;
обосновывать
и
доказывать
важность
литературы как культурного
явления,
как
формы
трансляции
культурных
ценностей;
находить
и
обозначать
средства
выражения морального и
нравственного смысла в
литературных
произведениях.
4.3
Взаимовлияние
культур
1
Иметь представление о
значении
терминов
«взаимодействие культур»,
«культурный обмен» как
формах распространения и
обогащения
духовнонравственных
идеалов
общества;
понимать
и
обосновывать
важность
сохранения
культурного
наследия; знать, что такое
глобализация,
уметь
приводить
примеры
межкультурной
коммуникации как способа
формирования
общих
духовно-нравственных
ценностей.
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
использование
м
«Оценочного
листа»;
4.4
Духовно-
1
Знать и уметь объяснить Устный опрос; https://videouroki.
4.5
нравственные
ценности российского
народа
суть и значение следующих
духовно-нравственных
ценностей:
жизнь,
достоинство,
права
и
свободы
человека,
патриотизм,
гражданственность,
служение
Отечеству
и
ответственность
за
его
судьбу,
высокие
нравственные
идеалы,
крепкая
семья,
созидательный
труд,
приоритет духовного над
материальным, гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь,
историческая па-мять и
преемственность
поколений,
единство
народов России с опорой на
культурные и исторические
особенности
российского
народа: осознавать духовнонравственные ценности в
качестве
базовых
общегражданских
ценностей
российского
общества
и
уметь
доказывать это.
Регионы
России: 1
культурное
многообразие
Понимать
федеративного
России
и
Самооценка с net
использование
м
«Оценочного
листа»;
принципы Устный опрос; https://videouroki.
устройства Самооценка с net
концепт использование
«полиэтничность»;
м
называть основные этносы «Оценочного
Российской Федерации и листа»;
регионы,
где
они
традиционно
проживают;
уметь объяснить значение
словосочетаний
«многонациональный народ
Российской
Федерации»,
«государствообразующий
народ», «титульный этнос»,
понимать
ценность
многообразия культурных
укладов
народов
Российской
Федерации;
демонстрировать
готовность к сохранению
межнационального
и
межрелигиозного согласия в
России; уметь выделять
общие черты в культуре
различных
народов
обосновывать их значение и
причины.
4.6
Праздники в культуре 1
народов России
Иметь представление о
природе
праздников
и
обосновывать их важность
как элементов культуры;
устанавливать взаимосвязь
праздников и культурного
уклада; различать основные
типы праздников; уметь
рассказывать
о
праздничных
традициях
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
использование
м
«Оценочного
листа»;
народов
России
и
собственной
семьи;
анализировать
связь
праздников
и
истории,
культуры народов России;
понимать основной смысл
семейных
праздников:
определять нравственный
смысл праздников народов
России;66
осознавать
значение праздников как
элементов
культурной
памяти народов России, как
воплощение
духовнонравственых идеалов.
4.7
Памятники
1
архитектуры народов
России
Знать,
что
такое
архитектура,
уметь
охарактеризовать основные
типы
памятников
архитектуры и проследить
связь между их структурой
и особенностями культуры
и этапами исторического
развития;
понимать
взаимосвязь между типом
жилищ
и
типом
хозяйственной
деятельности; осознавать и
уметь
охарактеризовать
связь
между
уровнем
научно-технического
развития и типами жилищ;
осознавать
и
уметь
объяснять
взаимосвязь
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
использование
м
«Оценочного
листа»;
между
особенностями
архитектуры и духовнонравственными ценностями
народов
России;
устанавливать связь между
историей
памятника
и
историей
края,
характеризовать памятники
истории и культуры; иметь
представление
о
нравственном и научном
смысле
краеведческой
работы.
4.8
Музыкальная
1
культура
народов
России
Знать и понимать отличия
музыки от других видов
художественного
творчества, рассказывать об
особенностях музыкального
повествования,
выделять
простые
выразительные
средства
музыкального
языка;
обосновывать
и
доказывать
важность
музыки как культурного
явления,
как
формы
трансляции
культурных
ценностей;
находить
и
обозначать
средства
выражения морального и
нравственного
смысла
музыкальных
произведений;
знать
основные
темы
музыкального
творчества
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
использование
м
«Оценочного
листа»;
народов России, народные
инструменты
4.9
Изобразительное
1
искусство
народов
России
Знать и понимать отличия
изобразительного искусства
от
других
видов
художественного
творчества, рассказывать об
особенностях
и
выразительных
средствах
изобразительного
искусства; уметь объяснить,
что
такое
скульптура,
живопись,
графика,
фольклорные
орнаменты;
обосновывать и доказывать
важность изобразительного
искусства как культурного
явления,
как
формы
трансляции
культурных
ценностей;
находить
и
обозначать
средства
выражения морального и
нравственного
смысла
изобразительного
искусства; знать основные
темы
изобразительного
искусства народов
России.
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
использование
м
«Оценочного
листа»;
4.10
Фольклор
литература
России
Знать и понимать, что такое
пословицы и поговорки,
обосновывать важность и
нужность этих языковых
выразительных
средств;
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
использование
м
«Оценочного
и 1
народов
понимать и объяснять, что листа»;
такое эпос, миф, сказка,
былина,
песня;
воспринимать и объяснять
на
примерах
важность
понимания фольклора как
отражения истории народа и
его ценностей, морали и
нравственности; знать, что
такое
национальная
литература и каковы её
выразительные
средства;
оценивать
моральнонравственный
потенциал
национальной литературы.
4.11
Бытовые
традиции 1
народов
России:
пища, одежда
Дом.
Знать
и
уметь
объяснить
взаимосвязь
между
бытом
и
природными
условиями
проживания
народа
на
примерах из истории и
культуры своего региона;
уметь
доказывать
и
отстаивать
важность
сохранения
и
развития
культурных,
духовнонравственных, семейных и
этнических
традиций,
многообразия
культур;
уметь
оценивать
и
устанавливать границы и
приоритеты взаимодействия
между
людьми
разной
этнической, религиозной и
гражданской идентичности
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
использование
м
«Оценочного
листа»;
на
доступном
для
пятиклассников уровне (с
учётом
их
возрастных
особенностей); понимать и
уметь
показывать
на
примерах значение таких
ценностей,
как
взаимопомощь,
сострадание, милосердие,
любовь,
дружба,
коллективизм, патриотизм,
любовь к близким через
бытовые традиции народов
своего края.
4.12
Культурная
карта 1
России (практическое
занятие)
Знать и уметь объяснить
отличия
культурной
географии от физической и
политической географии;
понимать,
что
такое
культурная карта народов
России;
описывать
отдельные
области
культурной
карты
в
соответствии
с
их
особенностями.
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
использование
м
«Оценочного
листа»;
Практическое
занятие
4.13
Единство страны — 1
залог
будущего
России
Знать и уметь объяснить
значение и роль общих
элементов
в
культуре
народов
России
для
обоснования
её
территориального,
политического
и
Устный опрос; https://videouroki.
Самооценка с net
использование
м
«Оценочного
листа»;
экономического единства;
понимать и доказывать
важность и преимущества
этого
единства
перед
требованиями
национального
самоопределения отдельных
этносов.
Итого по разделу:
13
Резервное время
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО 32
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
0
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ