МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 200
СОГЛАСОВАНО
протокол № 1
кафедры начальных классов
от «28» июня 2023 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_____Миронова С.А.
Приказ № 28
от «28» июня 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебных предметов «Технология» - «Изобразительное искусство»
для обучающихся ЭНШ (1-3 класс)
г. Екатеринбург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Происходящие в нашем обществе бурные социальные изменения сделали жизнь школы
необычайно динамичной. Реорганизуются целые системы обучения, меняется содержание
школьных предметов. В данной программе также предлагается объединить трудовое обучение и
изобразительное искусство, но так, чтобы они взаимно дополняли друг друга.
Главной целью программы является не механический труд ради упражнения рук, не
изготовление отдельных занимательных поделок, а формирование высокого интеллекта и
духовности через мастерство.
Рабочая программа интегрированного учебного предмета (первый год обучения)
«Технология-Изобразительное искусство» в классе ускоренного изучения программы НОО
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего
образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету
«Технология», «Изобразительное искусство», авторской программы Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство» (УМК «Школа России»), а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в
себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических)
искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура,
дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства —
традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в
синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в
контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с
жизнью общества и человека.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе —
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной
деятельности для визуальных пространственных искусств:
• изобразительная художественная деятельность;
• декоративная художественная деятельность;
• конструктивная художественная деятельность.
Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет
систематически приобщать их к миру искусства. Эти три вида художественной деятельности и
являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды:
изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства.
Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого
произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов
искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по
принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. В начальной школе три
вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера
Изображения, Украшения и Постройки.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая
деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли
художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя,
осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают
различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель,
пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти,
стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия,
лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их
выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес
учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования
личности каждого. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной
творческой практической работы происходит формирование образного художественного
мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и
презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной
информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его
основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие
фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный
образ, выражая свое отношение к реальности. Наблюдение и переживание окружающей
реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего
внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная
цель — духовное развитие личности.
Программа предмета предусматривает чередование уроков индивидуального практического
творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуальноколлективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.
Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи,
понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий
положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений
искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и
индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор
иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных
произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к
художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции,
пространство, свето-тональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция —
осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с
музыкой, литературой, историей, трудом.
На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися
произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного
искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение
имеет познание художественной культуры своего народа.
Предмет изучается: в 1-2 классе - 33 ч в год (по 1 ч в неделю)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни
общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень
курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека,
способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом
развития способности сопереживания.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств
его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных
способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
• овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение
творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких
и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно творческой
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные
виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев
своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в
доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ
цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками
изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности
человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную
культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры
разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты
природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые
(знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для
современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и
историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту
мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
СОДЕОЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение.
Ты изображаешь, украшаешь и строишь
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. Учить видеть и изображать,
рассматривать мир, учиться быть хорошим зрителем. Обучение детей первичному опыту
владения доступными их возрасту материалами. Мастер Изображения помогает увидеть, учит
рассматривать. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза.
Рассматриваются и изображаются фрагменты природы, животные: чем они похожи и чем
отличаются друг от друга.
Изображать можно пятном
Присмотреться к разным пятнам — мху на камне, осыпи на стене, узорам на мраморе в
метро — и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение.
(Наклеенное или нарисованное пятно подготовлено учителем.)
Изображать можно в объеме. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на
что похожи (например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке).
Изображать можно линией. Линией можно рассказывать. «Расскажи нам о себе»— рисунок
или последовательность рисунков.
Наши краски. Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками
организации рабочего места и пользования красками. Названия цветов. Что в жизни напоминает
каждый цвет?
Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Изобразить радость и грусть. Рисуем
музыку — выражаем в изображении образ контрастных по настроению музыкальных пьес.
Художники и зрители (обобщение темы). Быть зрителем интересно и непросто. Этому
надо учиться. Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и
краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа.
Ты украшаешь — знакомство с Мастером Украшения. Мир природы полон украшений.
Развитие наблюдательности, приобретение детьми опыта эстетических впечатлений.
Многообразие и красота узоров в природе. Изображение в технике объемной аппликации,
коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.
Красоту надо уметь замечать. Неброская и «неожиданная» красота в природе.
Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т. д.
Развитие чувства фактуры. Накопление опыта зрительных поэтических впечатлений. Красота
фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Как, когда, для чего украшает себя человек. Все украшения человека что-то рассказывают
о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Рассматриваем персонажей сказок.
Мастер Украшения помогает сделать праздник. Украшение комнаты. Изготовление
праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним
праздникам.
Ты строишь — знакомство с Мастером Постройки. Разные дома у разных сказочных
персонажей. Как можно догадаться, кто в доме живет. Разные дома для разных дел. Развитие
воображения.
Какие можно придумать дома. Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов.
Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила — слон большой и
почти квадратный, у жирафа длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать
выразительность пропорций и конструкцию формы.
Мастер Постройки помогает придумать город. «Сказочный город» — создание на бумаге
образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.
Все, что мы видим, имеет конструкцию. Бумагопластика, аппликация: разные образы
делаются путем наклеивания на лист одноцветных бумажных обрезков разных геометрических
форм, заранее заготовленных.
Все предметы можно построить. Конструирование из бумаги упаковок, подставок, цветов и
игрушек.
Дом снаружи и внутри. Дом «смотрит» на улицу, но живут внутри дома. «Внутри» и
«снаружи» очень взаимосвязаны.
Город, где мы живем. Задание на тему «Я рисую любимый город». Изображение по
впечатлению после экскурсии.
Обобщение темы. Задание: выставка работ, сделанных детьми. Дети учатся смотреть и
обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее
панно «Наш город» или «Москва».
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. Цель темы — показать
детям, что на самом деле три Мастера неразлучны. Главное — это вспомнить с ребятами, в чем
именно состоит роль каждого Мастера и чему он помог научиться. Мастера Изображения,
Украшения, Постройки всегда работают вместе. Создание коллективного панно и
индивидуальных изображений к сказке. Наблюдение живой природы. Создание коллективной
композиции по впечатлениям от природы.
1-2 КЛАСС
№ урока
Тема урока
Изображения всюду вокруг нас. (Постановка и решение учебной задачи.
1
Художественная мастерская).
Постройки в нашей жизни. Мастер Постройки. Архитектура и дизайн.
2
Бумагапластика.
Мастер Изображения учит видеть. (Развивать наблюдательность и аналитические
возможности глаза; формировать поэтическое видение мира. Видеть различия в
3
строении деревьев, форме листьев, цвете). Осенний пейзаж в технике граттаж.
Печатание листьями
Домики, которые построила природа. Постройки в природе: птичьи гнезда,
4
раковины и др. Аппликация из пластилина. Пластилинография жгутиками.
Наблюдение за природой. Каковы объекты окружающей действительности?
(Определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли;
5
наблюдать за объектами живой и неживой природы). Рисование на мокрой
бумаге.
Дом снаружи и внутри. Понятия: «внутри» и «снаружи». Внешний вид дома.
6
Пластилинография мозаичная.
В гостях у Золотой осени. В. Поленов «Осень в Абрамцеве». Осенний пейзаж.
7
Акварель. Монотипия пейзажная
Строим
город.
Архитектура.
Архитектор.
Художник-архитектор.
8
Бумагапластика.
9
Изображать можно пятном. Осенние деревья. Кляксография.
10
Все имеет свое строение. Конструкция (построение) предмета. Бумагапластика.
Изображать можно в объеме. Знакомая форма – новый образ. (Объем. Объемные
11
изображения).
Постройка предметов. Дизайнер. Предметы дизайна.
12
Оригами
Изображать можно линией. Цветная графика. (Учить изображению линий на
13
плоскости; познакомить с повествовательными возможностями линии рассказчицы).
Город, в котором мы живем. Памятники архитектуры. Образ города. Объемная,
14
модульная аппликация.
15
Разноцветные краски. Монотипия. (Рисовать то, что каждая краска напоминает).
Город, в котором мы живем. Памятники архитектуры. Образ города. Аппликация
16
из пластилина на стекле.
Художник и зрители. (Произведение искусства. Картина. Скульптура. Цвет и
17
краски в произведениях художников).
Совместная работа трех Братьев-Мастеров. Изображение. Украшение.
18
Постройка. Бумагапластика.
Мир полон украшений. Как помогает нам Мастер Украшения? Дымковская
19
игрушка.
Сказочная страна. Создание панно. Как Мастера помогают видеть мир сказки и
20
воссоздавать его? Иллюстрация. Палехская и Шуйская лаковая миниатюра.
Красоту надо уметь замечать. Каково многообразие узоров в природе?
21
Хохломская роспись.
Сказочная страна. Создание панно. Как Мастера помогают видеть мир сказки и
22
воссоздавать его? Иллюстрация. Палехская и Шуйская лаковая миниатюра.
23
Узор на крыльях. Как располагается узор на крыльях бабочки?
24
Разноцветные жуки. Насколько велик мир? Камнерезное искусство.
25
Красивые рыбы. Смешанные техники: Монотипия. Фактура. Графика.
26
27
28
29
30
31
32
33
Весенний день. Каковы изменения в природе в разное время года? Пейзаж.
Мозаика.
Украшение птиц. Городецкая роспись.
Времена года. Панно. Объемная аппликация.
Узоры, которые создали люди. Что могут рассказать украшения? Филимоновская
игрушка.
Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками. Понятия: «теплые цвета» и
«холодные цвета». Витражи.
Как украшает себя человек. Где мы встречаемся с орнаментами? Что они
украшают? Вышивка, кружево.
Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками. Понятия: «теплые цвета» и
«холодные цвета». Витражи.
Мастер Украшения помогает сделать праздник. Какова роль украшений в
новогодние праздники? Гжель.
3 КЛАСС «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
№ урока
Тема урока
1
2
3
Изображение, постройка, украшения и материалы: знакомимся с иллюстрациями
и дизайном предметов.
Твои игрушки: создаем игрушки из подручного нехудожественного материала
и/или из пластилина/глины.
Посуда у тебя дома: изображаем орнаменты и эскизы украшения посуды в
традициях народных художественных промыслов.
4
Обои и шторы у тебя дома: создаем орнаменты для обоев и штор.
5
Орнаменты для обоев и штор: создаем орнаменты в графическом редакторе.
6
10
Мамин платок: создаем орнамент в квадрате.
Твои книжки: создаем эскизы обложки, заглавной буквицы и иллюстраций к
детской книге сказок.
Открытки: создаем поздравительную открытку в технике аппликации или с
помощью штампиков.
Труд художника для твоего дома: рассматриваем работы художников над
предметами быта. Обобщение темы.
Памятники архитектуры: виртуальное путешествие. Создаѐм проект здания.
11
Парки, скверы, бульвары: создаем эскиз макета паркового пространства.
12
Ажурные ограды: проектируем декоративные украшения в городе.
13
Волшебные фонари: создаем малые архитектурные формы для города (фонари).
14
Витрины: создаем витрины - малые архитектурные формы для города.
7
8
9
17
Удивительный транспорт: рисуем или создаем из бумаги и коробок
фантастический транспорт.
Труд художника на улицах твоего города: создаем панно «Образ моего города».
Обобщение темы.
Художник в цирке: рисуем на тему «В цирке».
18
Художник в театре: создаем эскиз занавеса или декораций сцены.
19
Театр кукол: создаем сказочного персонажа из пластилина или в бумагопластике.
20
Мы–художники кукольного театра. Маска: создаем маски сказочных персонажей
15
16
21
с характерным выражением лица.
Маска.
22
Афиша и плакат: создаем эскиз афиши к спектаклю или фильму.
23
Праздник в городе.
Школьный карнавал: украшаем школу, проводим выставку наших работ.
Обобщение темы.
24
25
Музей в жизни города: виртуальное путешествие.
26
Картина – особый мир: восприятие картин различных жанров в музеях.
27
Музеи искусства: участвуем в виртуальном интерактивном путешествии в
художественные музеи.
28
Картина — особый мир. Рисуем пейзаж, отображаем состояние природы.
29
Картина-портрет: рисуем портрет, раскрывая в нѐм характер человека.
30
Изображение портрета: рисуем портрет человека красками.
31
Картина-натюрморт: рисуем натюрморт.
Картины исторические и бытовые: создаем композицию историческую или
бытовую.
Скульптура в музее и на улице: создаѐм эскиз парковой скульптуры.
Художественная выставка: организуем художественную выставку работ
обучающихся. Обобщение темы.
32
33
34
3 КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ»
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Тема урока
Повторение и обобщение пройденного во втором классе.
Знакомимся с компьютером. Назначение, основные устройства.
Компьютер – твой помощник. Запоминающие устройства – носители
информации.
Работа с текстовой программой.
Как работает скульптор. Скульптуры разных времен и народов.
Рельеф. Придание поверхности фактуры и объема.
Как работает художник-декоратор. Материалы художника, художественные
технологии.
Свойства креповой бумаги. Способы получение объемных форм.
Способы получения объемных рельефных форм и изображений Фольга.
Технология обработки фольги.
Архитектура и строительство. Гофрокартон. Его строение свойства, сферы
использования.
Плоские и объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж развертки.
Рицовка.
Плоские и объемные формы деталей и изделий. Развертка. Чертеж развертки.
Рицовка.
Развертка коробки с крышкой.
Оклеивание деталей коробки с крышкой.
Конструирование сложных разверток.
Конструирование сложных разверток.
Строчка косого стежка (крестик, стебельчатая). Узелковое закрепление нитки на
ткани. Изготовление швейного изделия.
Строчка косого стежка (крестик, стебельчатая). Узелковое закрепление нитки на
ткани. Изготовление швейного изделия.
Строчка петельного стежка и ее варианты. Изготовление многодетального
швейного изделия.
Строчка петельного стежка и ее варианты. Изготовление многодетального
швейного изделия.
Пришивание пуговиц. Ремонт одежды.
Конструирование и изготовление изделия (из нетканого полотна) с отделкой
пуговицей.
Проект. Коллективное дидактическое пособие для обучения счету (с застежками
на пуговицы).
История швейной машины. Способ изготовления изделий из тонкого трикотажа
стяжкой.
История швейной машины. Способ изготовления изделий из тонкого трикотажа
стяжкой
Пришивание бусины на швейное изделие.
Пришивание бусины на швейное изделие.
Подвижное и неподвижное соединение деталей из деталей наборов типа
«Конструктор».
Проект «Военная техника».
Конструирование макета робота.
Конструирование игрушки-марионетки.
Механизм устойчивого равновесия (кукла-неваляшка).
Конструирование игрушки из носка или перчатки.
Итоговый урок.
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
4 КЛАСС «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема урока
Каждый народ строит, украшает, изображает: рассматриваем и обсуждаем
произведения великих художников, скульпторов, архитекторов. Художественные
материалы.
Пейзаж родной земли: рисуем пейзаж по правилам линейной и воздушной
перспективы красками.
Деревянный мир: создаем макет из бумаги.
Изображение избы: рисуем и моделируем избу в графическом редакторе.
Деревня: создаѐм коллективное панно "Деревня".
Красота человека: создаѐм портрет русской красавицы (в национальном костюме
с учетом этнокультурных особенностей региона).
Красота человека: изображаем фигуру человека в национальном костюме.
Народные праздники: создаем панно на тему народных праздников.
Родной угол: изображаем и моделируем башни и крепостные стены.
Родной край: создаѐм макет "Древний город".
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Древние соборы: изображаем древнерусский храм.
Города Русской земли: рисуем древнерусский город или историческую часть
современного города.
Древнерусские воины - защитники: рисуем героев былин, древних легенд, сказок.
Великий Новгород: знакомимся с памятниками древнерусского зодчества.
Псков: знакомимся с памятниками древнерусского зодчества.
Владимир и Суздаль: знакомимся с памятниками древнерусского зодчества.
Москва: знакомимся с памятниками древнерусского зодчества.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах: выполняем творческую работу "Пир в теремных
палатах".
Страна восходящего солнца: изображаем японский сад.
Страна восходящего солнца: изображаем японок в национальной одежде и
создаѐм панно "Праздник в Японии".
Народы гор и степей: моделируем юрту в графическом редакторе.
Народы гор и степей: рисуем степной или горный пейзаж с традиционными
постройками.
Города в пустыне: создаѐм образ города в пустыне с его архитектурными
особенностями.
Древняя Эллада: изображаем олимпийцев в графике.
Древняя Эллада: создаѐм панно "Олимпийские игры в Древней Греции".
Европейские города: рисуем площадь средневекового города.
Многообразие художественных культур в мире: создаѐм презентацию на тему
архитектуры, искусство выбранной эпохи или этнокультурных традиций народов
России.
Материнство: изображаем двойной портрет матери и ребѐнка.
Мудрость старости: создаѐм живописный портрет пожилого человека.
Сопереживание: выполняем тематическую композицию "Сопереживание".
Герои- защитники: создаѐм презентацию памятника героям и защитникам
Отечества, героям Великой Отечественной войны.
Герои- защитники: лепим из пластилина эскиз памятника героям или
мемориального комплекса ко Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Юность и надежды: создаѐм живописный детский портрет.
4 КЛАСС «ТЕХНОЛОГИЯ»
№ урока
1
2
3
4
5
6
7
Тема урока
Повторение и обобщение изученного в третьем классе.
Информация. Интернет.
Графический редактор. Реклама.
Проектное задание по истории развития техники. Проверим себя.
Конструирование робота. Преобразование конструкции робота. Презентация
класса. Эмблема класса..
Конструирование альбома (например, альбом класса). Папка "Мои достижения".
Конструирование папки-футляра. Упаковка для мелочей.
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Изменение форм деталей объемных изделий. Изменение размеров деталей
развертки (упаковки).
Развертка многогранной пирамиды циркулем. Проверим себя.
Природные мотивы в декоре интерьера.
Декор интерьера. Художественная техника декупаж.
Плетение салфеток.
Конструирование объемного изделия – подарок женщине, девочке.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов.
Подвижное соединение деталей на проволоку (толстую нитку).
Полимеры. Виды полимерных материалов, их свойства.
Технология обработки полимерных материалов (на выбор, например). Проверим
себя. Новогодние традиции.
Конструирование сложных форм из пластиковых трубочек.
Конструирование объемных геометрических конструкций из разных материалов.
Проверим себя.
Способ драпировки тканей. Исторический костюм.
Одежда народов России. Составные части костюмов и платьев, их
конструктивные и декоративные особенности.
Мода, одежда и ткани разных времен. Ткани натурального и искусственного
происхождения.
Синтетические ткани. Их свойства.
Строчка крестообразного стежка. Строчка петлеобразного стежка. Аксессуары в
одежде. Твоя школьная форма.
Конструирование сложной открытки. Объемная рамка.
Строчка крестообразного стежка. Строчка петлеобразного стежка. Аксессуары в
одежде.
Вышивка лентами. Проверим себя.
Построение развертки с помощью линейки и циркуля (пирамида). Плетѐная
открытка.
Конструирование объемного изделия военной тематики.
Электронные устройства. Контроллер, двигатель. Открытка с лабиринтом.
Робототехника. Виды роботов. Программирование робота. Весенние цветы.
Конструкция «пружина» из полос картона или металлических деталей наборов
типа «Конструктор». История игрушек. Игрушка-попрыгушка.
Качающиеся конструкции.
Конструкции со сдвижной деталью.
Резервный урок. Игрушка с рычажным механизмом.