РП Музыка (ЭНШ)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 200

СОГЛАСОВАНО
протокол № 1
кафедры начальных классов
от «28» июня 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_____Миронова С.А.
Приказ № 28
от «28» июня 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся ЭНШ (1-3 класс)

г. Екатеринбург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для класса ускоренного изучения программы НОО
составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным
способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего
школьника - как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного
мировосприятия.
В содержании образования представлены различные пласты музыкального
искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные
образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом
наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое
музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные
формы музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности происходит
постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых
особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством
явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий
композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Важным является
формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и
чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является
развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия
и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность,
рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников
принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий
спектр конкретных приѐмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от
традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым
импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей, элементов
музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как
части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального
обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания
специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями
эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через
творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру
другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям:
 становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и
познавательной сферы;

 развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения
многообразия жизни;
 формирование творческих способностей ребѐнка, развитие внутренней мотивации
к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
 Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в
искусстве.
 Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация
взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы
музицирования.
 Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов.
Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный
внутренний опыт эмоционального переживания.
 Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и
регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного
мышления и продуктивного воображения.
 Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребѐнка в искусство через разнообразие видов музыкальной
деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное
моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
 Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая
природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
 Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение
интонационно- образного строя отечественной музыкальной культуры.
 Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной
культуре других стран, культур, времѐн и народов.
Содержание предмета «Музыка» представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой
дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и
образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
 модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
 модуль № 2 «Народная музыка России»; модуль
 модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль
 модуль № 4 «Духовная музыка»;
 модуль № 5 «Классическая музыка»;
 модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
 модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
 модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Общее число часов, отведѐнных на изучение предмета «Музыка» в 1 – 2 классе – 17
ч. за счет интенсификации учебного и воспитательного процессов. Изучение предмета
«Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие
в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, при
проведении «Разговоров о важном» и уроках «Изобразительного искусства»,
«Литературного чтения».

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА"
Композитор — исполнитель — слушатель.
Кого называют композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать музыку?
Что значит «уметь слушать музыку»? Концерт, концертный зал. Правила поведения в
концертном зале. Композиторы — детям. Детская музыка П. И. Чайковского, С. С.
Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра. Песня, танец, марш. Музыкальные
пейзажи. Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства
человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких
оттенков настроения, которые трудно передать словами. Оркестр. Оркестр - большой
коллектив музыкантов. Дирижѐр, партитура, репетиция. Жанр концерта - музыкальное
соревнование солиста с оркестром. Музыкальные инструменты. Фортепиано. Рояль и
пианино. История изобретения фортепиано, «секрет» названия инструмента (форте
+пиано). «Предки» и «наследники» фортепиано (клавесин, синтезатор). Музыкальные
инструменты. Скрипка, виолончель. Певучесть тембров струнных смычковых
инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичнуюмузыку. Знаменитые исполнители,
мастера, изготавливавшие инструменты. Программная музыка. Программное название,
известный сюжет, литературный эпиграф. Симфоническая музыка. Симфонический
оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина. Европейские
композиторы-классики. Творчество выдающихся зарубежных композиторов. Русские
композиторы-классики. Творчество выдающихся отечественных композиторов.
Мастерство исполнителя. Творчество выдающихся исполнителей — певцов,
инструменталистов, дирижѐров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И.
Чайковского
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Весь мир звучит. Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота,
громкость, длительность, тембр. Звукоряд. Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой
октавы. Размер. Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.
Интонация. Выразительные и изобразительные интонации. Ритм. Звуки длинные и
короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта. Ритмический
рисунок. Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические рисунки.
Ритмическая партитура. Музыкальный язык. Темп, тембр. Динамика (форте, пиано,
крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.) Мелодия Мотив,
музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический
рисунок. Сопровождение. Аккомпанемент. Остинато. Вступление, заключение, проигрыш.
Песня. Куплетная форма. Запев, припев. Тональность. Гамма. Тоника, тональность. Знаки
при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков). Интервалы. Понятие
музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста,
октава. Диссонансы: секунда, септима. Вариации. Варьирование как принцип развития.
Тема. Вариации. Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.).
Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.). Лад. Понятие лада. Семиступенные лады мажор и
минор. Краска звучания. Ступеневый состав.
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Главный музыкальный символ. Гимн России — главный музыкальный символ
нашей страны. Традиции исполнения Гимна России. Другие гимны.
Какой же праздник без музыки? Музыка, создающая настроение праздника. Музыка
в цирке, на уличном шествии, спортивном празднике. Танцы, игры и веселье. Музыка —
игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев.
Искусство времени. Музыка — временное искусство. Погружение в поток музыкального

звучания. Музыкальные образы движения, изменения и развития. Музыкальные пейзажи.
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека,
любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков
настроения, которые трудно передать словами. Музыкальные портреты. Музыка,
передающая образ человека, его походку, движения, характер, манеру речи. «Портреты»,
выраженные в музыкальных интонациях
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Край, в котором ты живѐшь. Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды,
музыкальные инструменты. Русский фольклор. Русские народные песни (трудовые,
солдатские, хороводные и др.). Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки,
прибаутки). Русские народные музыкальные инструменты. Народные музыкальные
инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки). Инструментальные
наигрыши. Плясовые мелодии. Жанры музыкального фольклора Фольклорные жанры,
общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и пляски.
Традиционные музыкальные инструменты. Народные праздники.
Обряды, игры,
хороводы, праздничная символика - на примере одного или нескольких народных
праздников. Первые артисты, народный театр Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.
Русский фольклор. Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии. Народные праздники. Обряды, игры,
хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных
праздников. Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов. Собиратели
фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации,
как основа для композиторского творчества.
Модуль "МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА"
Музыка наших соседей. Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины,
Прибалтики (песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты)
Модуль "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА"
Инструментальная музыка в церкви. Орган и его роль в богослужении. Творчество
И.С.Баха. Звучание храма. Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.).
Звонарские приговорки. Колокольностьв музыке русских композиторов. Песни верующих.
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве
композиторов-классиков.
Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Музыкальная сказка на сцене, на экране. Характеры персонажей, отражѐнные в
музыке. Тембр голоса. Соло. Хор, ансамбль. Театр оперы и балета. Особенности
музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижѐр в музыкальном
спектакле. Опера. Главные герои и номера оперного спектакля. Ария, хор, сцена,
увертюра — оркестровое вступление. Отдельные номера из опер русских и зарубежных
композиторов
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное
взаимодействие, смысловое единство трѐх групп результатов: личностных,
метапредметных и предметных.
Личностные результаты
Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:

Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций
его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской
Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров
культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания,
уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и
творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и
творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться
красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и
научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам
организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание,
артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического
утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие
в учѐбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому
изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении предмета «Музыка»:
Базовые логические действия:
 сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры;
устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по
определѐнному признаку;
 определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка,
произведения, исполнительские составы и др.);
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях
музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным
материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
 выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для
решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
 устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального
восприятия и исполнения, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:
 на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и
желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных
музыкально-исполнительских навыков;
 с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых
упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности,
ситуации совместного музицирования;
 сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи,
выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами
и явлениями (часть - целое, причина — следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведѐнного наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового
эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
 прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции
культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
 выбирать источник получения информации;
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа еѐ проверки;
 соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет;
 анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в
соответствии с учебной задачей;
 анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному
учителем алгоритму;
 самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
 воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться
понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
 выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать
настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
 осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи,
понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своѐ мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить
небольшие публичные выступления;

 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
 стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях
совместного восприятия, исполнения музыки;
 переключаться между различными формами коллективной, групповой и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее
эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
 ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на
предложенные образцы.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои
учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у
обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной
деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством,
позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету
«Музыка»:
 с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных
инструментах, умеют слушать серьѐзную музыку, знают правила поведения в театре,
концертном зале;
 сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
 осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут
назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся,
аргументировать свой выбор;
 имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой
деятельности в различных смежных видах искусства;
 с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка»,
сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять
песни, посвящѐнные Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной
природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;

воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни,
различать обобщѐнные жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и
маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать
прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению
эстетических потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к
родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения:
духовые, ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к
композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и
коллективов — народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении
народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без
сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной,
танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие,
громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм,
мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки
сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые
музыкальные формы — двухчастную, трѐхчастную и трѐхчастную репризную, рондо,
вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и
создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и
произведение, исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш),
вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях
композиторов- классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и
симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить
примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения
композиторов- классиков;
воспринимать музыку в соответствии с еѐ настроением, характером, осознавать
эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои
впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для
создания музыкального образа;

соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на
основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки,
характеризовать еѐ жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной
музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно
региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки
других стран;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к
группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в
сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурнонациональных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные),
вычленять и называть типичные жанровые признаки.
1-2 КЛАСС
№ урока
Тема урока
1
«И муза вечная со мной». Хоровод муз.
2
Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия.
3
Музыка осени.
4
Сочини мелодию. Музыка народов Крайнего Севера.
5
Азбука, азбука каждому нужна. Музыкальная азбука.
6
Музыкальные инструменты. НРК. Музыкальные инструменты народов Севера.
7
«Садко». Из Русского былинного сказа.
8
Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыграй песню.
Пришло рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый
9
праздник среди зимы.
Край, в котором ты живешь. Художник, поэт, композитор. Музыка утра.
10
Музыка вечера.
11
Мамин праздник. Мелодия.
12
Разыграй сказку. «Баба –яга» - русская народная сказка.
13
Музы не молчали. Музыкальные портреты.
14
Здравствуй Родина моя! НРК. Музыкальные образы родного края. Гимн России.
15
Музыкальные инструменты (фортепиано). Природа и музыка. Прогулка.
16
Музыка и ты. Обобщение материала.
17
Резервный урок
3 КЛАСС
№ урока
Тема урока
1
Край, в котором ты живѐшь
2
Русский фольклор.
3
Русские народные музыкальные инструменты и народные песни.
4
Жанры музыкального фольклора.
5
Фольклор народов России.
6
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов.
7
Композитор – исполнитель – слушатель.

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Композиторы – детям.
Музыкальные инструменты. Фортепиано.
Вокальная музыка.
Инструментальная музыка.
Русские композиторы-классики.
Европейские композиторы-классики.
Мастерство исполнителя.
Музыкальные пейзажи.
Танцы, игры и веселье.
Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных
композиторов.
Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных
композиторов.
Образы других культур в музыке русских композиторов.
Русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных композиторов.
Религиозные праздники.
Троица.
Интонация.
Музыка на войне, музыка о войне.
Патриотическая и народная тема в театре и кино.
Патриотическая и народная тема в театре и кино.
Сюжет музыкального спектакля.
Сюжет музыкального спектакля.
Кто создаѐт музыкальный спектакль.
Исполнители современной музыки.
Исполнители современной музыки.
Особенности джаза.
Ритм.
Ритм.

4 КЛАСС
№ урока
Тема урока
1
Край, в котором ты живѐшь.
2
Первые артисты, народный театр.
3
Русские народные музыкальные инструменты.
4
Жанры музыкального фольклора.
5
Фольклор народов России.
6
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов.
7
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов.
8
Композиторы – детям.
9
Оркестр.
10
Вокальная музыка.
11
Инструментальная музыка.
12
Программная музыка.
13
Симфоническая музыка.
14
Русские композиторы-классики.
15
Европейские композиторы-классики.
16
Мастерство исполнителя.
17
Искусство времени.
18
Музыка стран ближнего зарубежья.
19
Музыка стран ближнего зарубежья.

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Музыка стран дальнего зарубежья.
Музыка стран дальнего зарубежья.
Религиозные праздники.
Музыкальная сказка на сцене, на экране.
Театр оперы и балета.
Балет.
Балет.
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля.
Опера. Главные герои и номера оперного спектакля.
Патриотическая и народная тема в театре и кино.
Современные обработки классической музыки.
Современные обработки классической музыки.
Джаз.
Интонация.
Музыкальный язык.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Музыка 1 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение».
2. Музыка 2 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение».
3. Музыка 3 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение».
4. Музыка 4 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Конструктор
рабочих
программ
https://workprogram.edsoo.ru/workprograms/27730
2. РЭШ https://resh.edu.ru/
3. ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»
4. ФГИС «Моя школа»
5. Библиотека Минпросвещения https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/
6. Моя школа. Библиотека https://lib.myschool.edu.ru/market?filters
7. Библиотека цифрового образовательного контента https://apkpro.ru/bcok/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».