РП Русский язык (ЭНШ)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 200

СОГЛАСОВАНО
протокол № 1
кафедры начальных классов
от «28» июня 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_____Миронова С.А.
Приказ № 28
от «28» июня 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся ЭНШ (1-3 класс)

г. Екатеринбург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область
«Русский язык и литературное чтение») в классе ускоренного изучения программы НОО
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по
учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей
программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое
значение в развитии обучающегося. Приобретѐнные знания, опыт выполнения
предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут
фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут
востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной
учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса
обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во
многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной
грамотности обучающихся, особенно таких еѐ компонентов, как языковая,
коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных
возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в
различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации
обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует
формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и
других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые
средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,
мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует
формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося
непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры,
пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами
являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

2

1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры
человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование,
говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского
языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию
с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению
системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал
призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и
пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков
использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил
речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с
учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведѐнных на изучение «Русского языка» – 505 часов (по 5
часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 75 ч, во 2 классе – 90 ч, в 3–4 классах – по
170 ч.
1 класс
Обучение грамоте
Развитие речи.
- Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии
сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений
- Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух.
- Слово и предложение.
- Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка.

3

- Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над
значением слова.
Фонетика.
- Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление
последовательности звуков в слове и количества звуков. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками. Звуковой анализ слова, работа со
звуковыми моделями:
- построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих
заданной модели.
- Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных,
согласных твѐрдых и мягких, звонких и глухих.
- Определение места ударения.
- Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове.
Ударный слог.
Графика.
- Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской
графики. Буквы гласных как показатель твѐрдости — мягкости согласных звуков.
Функции букв е, ѐ, ю, я.
- Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце
слова.
- Последовательность букв в русском алфавите.
Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное
слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному темпу.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Осознанное
чтение слов, словосочетаний, предложений. Выразительное чтение на материале
небольших прозаических текстов и стихотворений.
Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое
чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при
списывании.
Письмо
- Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма.
- Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо разборчивым,
аккуратным почерком. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением. Приѐмы и последовательность правильного списывания
текста.
- Функция небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под
ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных
(имена людей, клички животных);
-перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Систематический курс
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.
Фонетика
4

Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные
ударные и безударные. Твѐрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и
глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие
[ж], [ш], [ч’], [щ’].
Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые
случаи, без стечения согласных).
Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твѐрдости
согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости
согласных звуков буквами е, ѐ, ю, я, и. Функции букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как
показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа
стол, конь. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.
Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование
алфавита для упорядочения списка слов.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике).
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление).
Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета
(ознакомление).
Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление).
Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи
слов в предложении при помощи смысловых вопросов.
Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из
набора форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:
- раздельное написание слов в предложении;
- прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и
фамилиях людей, кличках животных;
- перенос слов (без учѐта морфемного членения слова);
- гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща,
чу, щу;
- сочетания чк, чн, нч, нщ;
- слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в
орфографическом словаре учебника);
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста.
Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи
(ознакомление).
Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации
устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание
аудиозаписи).
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

5

Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» в первом классе
способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных
действий.
Формируемые УУД.
Познавательные универсальные учебные действия:
- сравнивать звуки в соответствии с учебной задачей;
- сравнивать звуковой и буквенный состав слова в соответствии с учебной задачей;
- устанавливать основания для сравнения звуков, слов (на основе образца);
- характеризовать звуки по заданным признакам; приводить примеры гласных
звуков; твѐрдых согласных, мягких согласных, звонких согласных, глухих согласных
звуков; слов с заданным звуком.
- проводить изменения звуковой модели по предложенному учителем правилу,
подбирать слова к модели;
- формулировать выводы о соответствии звукового и буквенного состава слова;
- использовать алфавит для самостоятельного упорядочивания списка слов.
- выбирать источник получения информации: уточнять написание слова по
орфографическому словарику учебника; место ударения в слове по перечню слов,
отрабатываемых в учебнике;
- анализировать графическую информацию — модели звукового состава слова;
- самостоятельно создавать модели звукового состава слова.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать в процессе общения
нормы речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога;
- воспринимать разные точки зрения;
- в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;
- строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами; о звуковом
и буквенном составе слова.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- выстраивать последовательность учебных операций при проведении звукового
анализа слова;
- выстраивать последовательность учебных операций при списывании;
- удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа, при обозначении
звуков буквами, при списывании текста, при письме под диктовку;
- находить указанную ошибку, допущенную при проведении звукового анализа, при
письме под диктовку или списывании слов, предложений;
- оценивать правильность написания букв, соединений букв, слов, предложений.
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить план действий по
еѐ достижению, распределять роли, договариваться, учитывать интересы и мнения
участников совместной работы;
- ответственно выполнять свою часть работы.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные новообразования: гражданскопатриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
6

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
- уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в
художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве
слова;
- осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
- физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения;
- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров
из художественных произведений;
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
- неприятие действий, приносящих ей вред;
- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной
научной картины мира);
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
- сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность,
грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых
единиц;
- объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку;
- определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков,
частей речи, предложений, текстов);
- классифицировать языковые единицы;
7

- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения;
- анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами,
самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
- устанавливать причинно следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини
исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,
исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
Формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини исследования, проектного
задания;

8

- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Формируются регулятивные универсальные учебные действия.
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
- находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению:
- распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
- различать слово и предложение; вычленять слова из предложений;
- вычленять звуки из слова;
- различать гласные и согласные звуки (в том числе различать в слове согласный
звук [й’] и гласный звук [и]);
- различать ударные и безударные гласные звуки;
- различать согласные звуки: мягкие и твѐрдые, звонкие и глухие (вне слова и в
слове);
- различать понятия «звук» и «буква»;
- определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи:
слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами е, ѐ, ю, я и буквой ь в
конце слова;
- правильно называть буквы русского алфавита; использовать знание
последовательности букв русского алфавита для упорядочения небольшого списка слов;
- писать аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные
буквы, соединения букв, слова;
- применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в
предложении; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки; прописная буква в начале предложения и в именах собственных
(имена, фамилии, клички животных); перенос слов по слогам (простые случаи: слова из
слогов типа «согласный + гласный»); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в
положении под ударением), ча, ща, чу, щу; непроверяемые гласные и согласные (перечень
слов в орфографическом словаре учебника);
9

- правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения,
тексты объѐмом не более 25 слов;
- писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения из 3—5
слов, тексты объѐмом не более 20 слов, правописание которых не расходится с
произношением;
- находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
- понимать прослушанный текст;
- читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации
и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;
- находить в тексте слова, значение которых требует уточнения;
- составлять предложение из набора форм слов;
- устно составлять текст из 3—5 предложений по сюжетным картинкам
и наблюдениям; использовать изученные понятия в процессе решения учебных
задач.
2 КЛАСС
Общие сведения о языке. Язык как основное средство человеческого общения и
явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии
языкового пространства России и мира.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение
ударных и безударных гласных звуков, твѐрдых и мягких согласных звуков, звонких и
глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на
письме твѐрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ѐ, ю, я; согласный звук
[й’] и гласный звук [и] (повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твѐрдости — мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости — глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный — согласный; гласный ударный —
безударный; согласный твѐрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий —
глухой, парный — непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине
слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ѐ, ю, я (в начале
слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические
средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные
знаки (в пределах изученного).
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов,
отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов
(орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее
представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение
значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за
использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки
однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов,

10

однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые
случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью
окончания.
Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»),
употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и
др.), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространѐнные предлоги: в,
на, из, без, над, до, у, о, об и др.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от
слова.
Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое
ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и
невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена, фамилии,
клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на
строку (без учѐта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи,
ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил
правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения
орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова.
Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
- разделительный мягкий знак;
- сочетания чт, щн, нч, чн, нщ;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника);
- прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички
животных, географические названия;
- раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для
эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п.). Практическое овладение диалогической формой
речи.
11

Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного
рассказа по личным наблюдениям и вопросам.
Текст.
Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность
предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная
мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам.
Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с
нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное
ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе
информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением
правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объѐмом 30—45 слов с опорой на
вопросы.
Изучение содержания учебного предмета «Русский язык» во втором классе
способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных
действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
- сравнивать однокоренные (родственные) слова и синонимы; однокоренные
(родственные) слова и слова с омонимичными корнями;
- сравнивать значение однокоренных (родственных) слов; сравнивать буквенную
оболочку однокоренных (родственных) слов;
- устанавливать основания для сравнения слов: на какой вопрос отвечают, что
обозначают;
- характеризовать звуки по заданным параметрам;
- определять признак, по которому проведена классификация звуков, букв, слов,
предложений;
- находить закономерности на основе наблюдения за языковыми единицами.
- ориентироваться в изученных понятиях (корень, окончание, текст); соотносить
понятие с его краткой характеристикой.
- проводить по предложенному плану наблюдение за языковыми единицами (слово,
предложение, текст);
- формулировать выводы и предлагать доказательства того, что слова являются / не
являются однокоренными (родственными).
- выбирать источник получения информации: нужный словарь учебника для
получения информации;
- устанавливать с помощью словаря значения многозначных слов;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
- анализировать текстовую, графическую и звуковую ин формацию в соответствии с
учебной задачей; «читать» информацию, представленную в схеме, таблице;
- с помощью учителя на уроках русского языка создавать схемы, таблицы для
представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- воспринимать и формулировать суждения о языковых единицах;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога;
12

- признавать возможность существования разных точек зрения в процессе анализа
результатов наблюдения за языковыми единицами; корректно и аргументированно
высказывать своѐ мнение о результатах наблюдения за языковыми единицами;
- строить устное диалогическое выказывание;
- строить устное монологическое высказывание на определѐнную тему, на основе
наблюдения с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
- устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного или
услышанного текста.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Планировать с помощью учителя действия по решению орфографической задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий;
- устанавливать с помощью учителя причины успеха/неудач при выполнении
заданий по русскому языку;
- корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления
ошибок при выделении в слове корня и окончания, при списывании текстов и записи под
диктовку.
- строить действия по достижению цели совместной деятельности при выполнении
парных и групповых заданий на уроках русского языка: распределять роли,
договариваться, корректно делать замечания и высказывать пожелания участникам
совместной работы, спокойно принимать замечания в свой адрес, мирно решать
конфликты (в том числе с небольшой помощью учителя);
- совместно обсуждать процесс и результат работы;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные новообразования:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
- уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в
художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве
слова;
13

- осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
- физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации в процессе языкового образования;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения; трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров
из художественных произведений; экологического воспитания:
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
- неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной
научной картины мира);
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского
языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные результаты
Будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
- сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты),
устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность,
грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых
единиц;
- объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку;
- определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков,
частей речи, предложений, текстов);
- классифицировать языковые единицы;
- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения;
- анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами,
самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
- выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым
материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
- с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
- сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини
исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения,

14

исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
- согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о
происхождении слова, о синонимах слова);
- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической
информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
- готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой
работы, о результатах наблюдения, выполненного мини исследования, проектного
задания;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
- соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,
характеристике, использованию языковых единиц;
- находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить
орфографическую и пунктуационную ошибку;
- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
15

Совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
- осознавать язык как основное средство общения;
- характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам:
согласный парный/непарный по твѐрдости/мягкости; согласный парный/непарный по
звонкости/глухости;
- определять количество слогов в слове (в том числе при стечении согласных);
делить слово на слоги;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учѐтом
функций букв е, ѐ, ю, я;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине
слова;
- находить однокоренные слова;
- выделять в слове корень (простые случаи);
- выделять в слове окончание;
- выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения
и уточнять значение по учебным словарям; случаи употребления синонимов и антонимов
(без называния терминов);
- распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
- распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и др.;
- распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?»,
«какие?»;
- определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
- находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
- применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн,
нч;
- проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие
согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в
орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях
людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с
именами существительными, разделительный мягкий знак;
- правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения,
тексты объѐмом не более 50 слов;
- писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты
объѐмом не более 45 слов с учѐтом изученных правил правописания;
- находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
- пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника;

16

- строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2—4 предложения
на определѐнную тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации;
- формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и
письменно (1—2 предложения);
- составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по
вопросам;
- определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
- составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
- писать подробное изложение повествовательного текста объѐмом 30—45 слов с
опорой на вопросы;
- объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные
понятия.
Эффективная начальная школа
Курс «Русский язык» авторов Канакиной В.П., Горецкого В.Г.
Тематическое планирование. Первый год обучения
Курс «Русский язык»: 165 часов (из них 48 часов отводится на период обучения грамоте,
117 часов на курс русского языка)
1-2 КЛАСС
№ урока
Тема урока
I полугодие
Слово и слог. Ударение (4 часа)
Слово и слог. Ударение.
1.
2.
Слово и слог. Ударение.
3.
Перенос слов.
4.
Перенос слов.
Звуки и буквы (25 часов)
Звуки
и
буквы.
5.
6.
Русский алфавит, или Азбука.
7.
Гласные звуки.
8.
Обозначение безударного гласного звука.
9.
Обозначение безударного гласного звука.
10.
Написание слов с непроверяемым безударным гласным звуком.
Написание слов с непроверяемым безударным гласным звуком.
11.
12.
Написание слов с непроверяемым безударным гласным звуком.
13.
Коллективное составление текста по рисунку. Обобщение по теме.
Согласные звуки.
14.
15.
Буквы И и Й.
16.
Твѐрдые и мягкие согласные звуки.
17.
Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука.
18.
Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного звука.
19.
Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
Глухие и звонкие согласные звуки.
20.
21.
Создание устного текста по картине С. А. Тутунова «Зима пришла.
Детство»
Обозначение буквой парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце
22.
слова.
23.
Обозначение буквой парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце
слова.
24.
Шипящие согласные звуки. Проектные задания «Скороговорки».
17

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.

50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.

Буквосочетания чк, чн, чт.
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу.
Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, чт.
Заглавная буква в словах.
Заглавная буква в словах.
Язык и речь (3 часа)
Наша речь и наш язык.
Цели и ситуации общения. Диалог и монолог.
Цели и ситуации общения. Диалог и монолог.
Текст. Предложение. (17 часов)
Что могут называть слова?
Текст.
Тема, основная мысль текста. Заголовок.
Части текста.
Создание устного текста по рисункам и опорным словам. Обобщение по
теме.
Урок повторения и проверки знаний.
Предложение.
Знаки препинания в конце предложения.
Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Виды предложений по цели высказывания и интонации. Важное по смыслу
слово.
Подробное изложение повествовательного текста по вопросам.
Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены предложения.
Распространѐнные и нераспространѐнные предложения.
Связь слов в предложении.
Урок повторения и проверки знаний.
Создание устного текста по картине И. Остроухова «Золотая осень».
II полугодие
Слова (11 часов)
Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Синонимы. Антонимы.
Создание письменного текста по вопросам.
Родственные слова.
Корень слова. Однокоренные слова.
Форма слова. Окончание.
Форма слова. Окончание.
Состав слова. Приставка. Суффикс.
Создание текста по рисункам и вопросам.
Звуки и буквы (24 часа)
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Правописание слов с непроверяемым безударным гласным звуком в корне.
Правописание слов с непроверяемым безударным гласным звуком в корне.
Урок повторения и проверки знаний.
Согласные звуки.

18

68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.

88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.

Согласный звук [й] и буква «И краткое».
Слова с удвоенными согласными.
Составление текста по картине А. С. Степанова «Лоси».
Твѐрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Мягкий знак.
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед
согласными.
Подробное изложение повествовательного текста по вопросам.
Урок повторения и проверки знаний.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце
слова или перед согласным.
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце
слова или перед согласным.
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце
слова или перед согласным.
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце
слова или перед согласным.
Подробное изложение повествовательного текста по вопросам. Обобщение
по теме.
Правописание слов с разделительным мягким и твѐрдым знаком.
Правописание слов с разделительным мягким и твѐрдым знаком.
Проектные задания. Рифма.
Части речи (29 часов)
Части речи.
Имя существительное
Одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена существительные.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание собственных имѐн существительных: имена, фамилии, отчества
людей, названия художественных произведений.
Правописание собственных имѐн существительных: клички животных,
географические названия.
Единственное и множественное число имѐн существительных.
Единственное и множественное число имѐн существительных.
Подробное изложение повествовательного текста по вопросам.
Употребление существительных в речи.
Урок повторения и проверки знаний.
Глагол. Общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и др.).
Глагол. Употребление глаголов в речи.
Единственное и множественное число глаголов.
Правописание частицы НЕ с глаголами.
Текст-повествование. Роль глаголов в тексте-повествовании. Заглавие, тема,
главная мысль, части текста-рассуждения.
Коллективное создание текста-повествования на тему. Употребление
глаголов в речи. Обобщение знаний.
Имя прилагательное. Общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?»,
«какие?»).
Имя прилагательное. Употребление прилагательных в речи.
Единственное и множественное число имѐн прилагательных.
Текст-описание. Заглавие, тема, главная мысль, части текста-рассуждения. Роль
прилагательных в тексте-описании.
19

Коллективное создание текста-описания на тему. Употребление
прилагательных в речи. Обобщение знаний.
Составление текста-описания по картине Ф. П. Толстого «Букет цветов,
бабочка и птичка».
Местоимение. Местоимение. Использование местоимений в речи вместо имѐн
существительных.
Текст-рассуждение. Заглавие, тема, главная мысль, части текста-рассуждения.
Коллективное создание текста-рассуждения.
Предлоги. Значение, правописание.
Предлоги. Употребление некоторых предлогов в речи.
Проектные задания. В словари – за частями речи!
Урок повторения и проверки знаний.
Повторение и обобщение знаний (4 часа)
Повторение. Правописание.
Повторение. Звуки и буквы.
Повторение. Слово.
Повторение. Предложение и текст.

105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.

3 КЛАСС

№
урока

Тема урока

1

Русский язык как государственный язык Российской Федерации

2

Характеристика звуков русского языка

3

Соотношение звукового и буквенного состава слов

4

Лексическое значение слова

5

Работаем с толковыми словарями

6

Наблюдаем за значениями слов в тексте

7

Прямое и переносное значение слова

8

Устаревшие слова

9

Однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов

10

Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями

11

Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

12

Окончание как изменяемая часть слова.

13

Нулевое окончание

14

Корень, приставка, суффикс — значимые части слова.

15

Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса

16

Состав слова: обобщение

17

Резервный урок по разделу состав слова: проектное задание "Семья слов"

18

Части речи

19

Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи

20

Имена существительные мужского, женского и среднего рода

21

Род имѐн существительных
20

22

Число имѐн существительных

23

Имена существительные единственного и множественного числа.

24

Изменение имѐн существительных по числам

25

Падеж имѐн существительных

26

Падеж имѐн существительных: именительный падеж

27

Падеж имѐн существительных: родительный падеж

28

Падеж имѐн существительных: дательный падеж

29

Падеж имѐн существительных: винительный падеж

30

Падеж имѐн существительных: творительный падеж

31

Падеж имѐн существительных: предложный падеж

32

Изменение имѐн существительных по падежам и числам (склонение).

33

Имена существительные 1, 2, 3го склонения.

34

Имена существительные одушевлѐнные и неодушевлѐнные.

35

Обобщение знаний об имени существительном

36

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи

37

Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного

38

Изменение имѐн прилагательных по родам

39

Изменение имѐн прилагательных по числам

40

Изменение имѐн прилагательных по падежам

41

Склонение имѐн прилагательных

42

Значения имѐн прилагательных

43

Наблюдение за значениями имѐн прилагательных

44

Значения имѐн прилагательных: обобщение

45

Местоимение (общее представление)

46

Личные местоимения

47

Как изменяются личные местоимения

48

Употребление личных местоимений в речи

49

Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в
тексте

50

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи.

51

Значение и употребление глаголов в речи

52

Неопределѐнная форма глагола

53

Изменение глаголов по числам

54

Настоящее время глаголов

55

Будущее время глаголов

56

Прошедшее время глаголов

57

Род глаголов в прошедшем времени

58

Частица не, еѐ значение
21

59

Части речи: систематизация изученного в 3 классе

60

Части речи: обобщение

61

Резервный урок по разделу морфология: отработка темы

62

Резервный урок по разделу морфология: отработка темы

63

Резервный урок по разделу морфология: отработка темы

64

Резервный урок по разделу морфология: проверочная работа

65

Предложение

66

Виды предложений

67

Обобщение знаний о видах предложений

68

Связь слов в предложении

69

Главные члены предложения

70

Подлежащее

71

Сказуемое

72

Подлежащее и сказуемое

73

Второстепенные члены предложения

74

Предложения распространѐнные и нераспространѐнные

75

Однородные члены предложения

76

Однородные члены предложения с союзами и, а, но

77

Однородные члены предложения без союзов

78

Резервный урок по разделу синтаксис: отработка темы

79

Резервный урок по разделу синтаксис: отработка темы

80

Повторение изученных орфографических правил: гласные после шипящих,
буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

81

Повторяем правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

82

Повторяем правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова

83

Повторяем правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в
корне слова

84

Повторяем правописание слов с разделительным мягким знаком

85

Правописание суффиксов

86

Закрепляем правописание суффиксов

87

Правописание приставок

88

Закрепляем правописание приставок

89

Закрепляем правописание суффиксов и приставок

90

Объясняющий диктант: повторение правил правописания

91

Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами, не
соединѐнными союзами

92

Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами,
соединѐнными повторяющимися союзами и, или

22

93

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова

94

Закрепление способов проверки написания слов с двумя безударными гласными в
корне слова

95

Правописание слов с двумя корнями

96

Наблюдение за соединительными гласными о, е

97

Наблюдение за обозначением буквами непроизносимых согласных в корне слова

98

Непроизносимые согласные в корне слова

99

Отработка написания непроизносимых согласных в корне слова

100

Объяснительный диктант: отрабатываем написание слов с орфограммами корня

101

Правописание слов с удвоенными согласными

102

Отработка правописания слов с удвоенными согласными

103

Продолжаем учиться писать приставки: пишем приставки

104

Разделительный твѐрдый знак

105

Мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных

106

Закрепляем правило «Мягкий знак после шипящих на конце имѐн
существительных»

107

Отрабатываем правило «Мягкий знак после шипящих на конце имѐн
существительных»

108

Наблюдение за правописанием безударных окончаний имѐн существительных 1го склонения

109

Правописание безударных окончаний имѐн существительных 1-го склонения

110

Наблюдение за правописанием безударных окончаний имѐн существительных 2го склонения

111

Правописание безударных окончаний имѐн существительных 2-го склонения

112

Наблюдение за правописанием безударных окончаний имѐн существительных 3го склонения

113

Правописание безударных окончаний имѐн существительных 3-го склонения

114

Правописание окончаний имѐн существительных во множественном числе

115

Правописание безударных окончаний имѐн существительных: систематизация
знаний

116

Правописание безударных окончаний имѐн существительных: обобщение

117

Объяснительный диктант (безударные гласные в падежных окончаниях имѐн
существительных)

118

Наблюдение за правописанием окончаний имѐн прилагательных в единственном
числе

119

Наблюдение за правописанием окончаний имѐн прилагательных во
множественном числе

120

Правописание окончаний имѐн прилагательных в единственном и во
множественном числе

23

121

Обобщение знаний о написании окончаний имѐн прилагательных

122

Обобщение знаний о написании окончаний имѐн существительных и имѐн
прилагательных

123

Правописание местоимений с предлогами

124

Правописание местоимений

125

Наблюдение за написанием окончаний глаголов в прошедшем времени

126

Правописание глаголов

127

Правописание частицы не с глаголами

128

Повторяем правописание слов с изученными в 1-3 классах орфограммами в
корне, приставках, окончаниях

129

Повторяем правописание слов с изученными в 1-3 классах орфограммами

130

Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих
трудности

131

Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих
трудности

132

Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих
трудности

133

Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих
трудности

134

Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих
трудности

135

Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме
"Правописание слов с орфограммами в корне"

136

Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме
"Правописание безударных падежных окончаний имен существительных"

137

Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме
"Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных"

138

Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа "Чему мы научились
на уроках правописания в 3 классе"

139

Вспоминаем нормы речевого этикета: приглашение, просьба, извинение,
благодарность, отказ

140

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки
текста

141

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: тема текста,
основная мысль текста

142

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: заголовок

143

Определение типов текстов

144

Отработка умения определять тип текста (повествование, описание, рассуждение)

145

Определение типов текстов: обобщение

146

Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений
24

147

Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев

148

Знакомство с жанром письма

149

Учимся писать письма

150

Пишем поздравительную открытку

151

Знакомство с жанром объявления

152

Ключевые слова в тексте

153

План текста

154

Составление плана текста

155

Продолжаем учиться составлять план текста

156

Изложение текста с опорой на коллективно составленный план

157

Изложение текста с опорой на коллективно составленный план

158

Изложение текста с опорой на коллективно составленный план

159

Изложение текста с опорой на самостоятельно составленный план

160

Написание текста по заданному плану

161

Наблюдение за связью предложений в тексте

162

Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью личных местоимений,
синонимов, союзов и, а, но

163

Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью союзов и, а, но

164

Создание собственных текстов-повествований

165

Создание собственных текстов-описаний

166

Создание собственных текстов-рассуждений

167

Как помочь вести диалог человеку, для которого русский язык не является
родным

168

Ознакомительное чтение: когда оно нужно

169

Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами

170

Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами

4 КЛАСС

№
урока

Тема урока

1

Русский язык как язык межнационального общения

2

Характеристика звуков русского языка

3

Соотношение звукового и буквенного состава слов

4

Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи синонимов и
антонимов

5

Повторяем лексику: наблюдаем за использованием в речи устаревших слов

6

Наблюдаем за использованием в речи фразеологизмов

7

Учимся понимать фразеологизмы

8

Учимся использовать фразеологизмы
25

9

Повторяем состав слова

10

Основа слова

11

Неизменяемые слова: состав слова

12

Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи

13

Отрабатываем разбор слова по составу

14

Имена существительные 1, 2, 3го склонения

15

Падежные окончания имѐн существительных 1 склонения

16

Падежные окончания имѐн существительных 2 склонения

17

Падежные окончания имѐн существительных 3 склонения

18

Особенности падежных окончаний имѐн существительных в дательном и
предложном падеже

19

Особенности падежных окончаний имѐн существительных в родительном и
винительном падеже

20

Несклоняемые имена существительные

21

Морфологический разбор имени существительного

22

Имя прилагательное. Значение и употребление имѐн прилагательных

23

Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного

24

Склонение имѐн прилагательных

25

Особенности склонения имѐн прилагательных во множественном числе

26

Морфологический разбор имени прилагательного

27

Местоимение

28

Личные местоимения 1го и 3го лица единственного и множественного числа

29

Склонение личных местоимений

30

Глагол как часть речи

31

Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?»

32

Неопределенная форма глагола

33

Личные формы глагола

34

Спряжение глаголов: изменение по лицам и числам

35

I и II спряжение глаголов

36

Личные окончания глаголов I и II спряжения

37

Глаголы 2-го лица настоящего и будущего времени в единственном числе

38

Способы определения I и II спряжения глаголов

39

Отработка способов определения I и II спряжения глаголов

40

Настоящее время глагола

41

Прошедшее время глагола

42

Будущее время глагола

43

Повелительное наклонение глагола: наблюдение

44

Образование повелительного наклонения глагола
26

45

Особенности разбора глаголов по составу слова

46

Глагол в словосочетании

47

Глагол в предложении

48

Обобщение знаний о глаголе

49

Морфологический разбор глагола

50

Частица не, еѐ значение

51

Наречие: значение, вопросы, употребление в речи

52

Как образуются наречия

53

Наречие: обобщение знаний

54

Союз как часть речи

55

Союзы и, а, но в простых и сложных предложениях

56

Обобщение: самостоятельные и служебные части речи

57

Резервный урок по разделу морфология: отработка темы "Имя существительное"

58

Резервный урок по разделу морфология: отработка темы "Имя прилагательное"

59

Резервный урок по разделу морфология: отработка темы "Глагол"

60

Резервный урок по разделу морфология: отработка темы "Глагол"

61

Резервный урок по разделу морфология: отработка темы "Глагол"

62

Резервный урок по разделу морфология: тема "Числительное"

63

Резервный урок по разделу морфология: тема "Числительное"

64

Резервный урок по разделу морфология: проверочная работа

65

Повторение: слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение

66

Связь между словами в предложении (при помощи смысловых вопросов)

67

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и
побудительные

68

Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и
невосклицательные

69

Распространѐнные и нераспространѐнные предложения

70

Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным
союзом и.

71

Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.

72

Предложение и словосочетание: сходство и различие

73

Словосочетание

74

Связь слов в словосочетании

75

Связь слов в словосочетании: обобщение

76

Простое и сложное предложение

77

Сложные предложения

78

Сложные предложения с союзами и, а, но

79

Сложные предложения без союзов

27

80

Предложения с прямой речью после слов автора

81

Резервный урок по разделу синтаксис: отработка темы "Предложения с
обращениями"

82

Резервный урок по разделу синтаксис: синтаксический анализ предложения

83

Резервный урок по разделу синтаксис: повторяем всѐ, что узнали о синтаксисе

84

Правила правописания, изученные в 1-3 классах

85

Повторение правил правописания, изученных в 1—3 классах

86

Правописание падежных окончаний имѐн существительных 1 склонения

87

Правописание падежных окончаний имѐн существительных 2 склонения

88

Правописание падежных окончаний имѐн существительных 3 склонения

89

Правописание падежных окончаний имѐн существительных в родительном и
винительном падеже

90

Правописание падежных окончаний имѐн существительных в дательном и
предложном падеже

91

Правописание падежных окончаний имѐн существительных в творительном
падеже

92

Падежные окончания имѐн существительных множественного числа в дательном,
творительном, предложном падежах

93

Правописание падежных окончаний имѐн существительных во множественном
числе

94

Безударные падежные окончания имѐн существительных: систематизация

95

Безударные падежные окончания имѐн существительных: обобщение

96

Правописание суффиксов имѐн существительных

97

Правописание падежных окончаний имѐн прилагательных

98

Правописание падежных окончаний имѐн прилагательных в единственном числе

99

Правописание падежных окончаний имѐн прилагательных во множественном
числе

100

Безударные падежные окончания имѐн прилагательных: систематизация

101

Безударные падежные окончания имѐн прилагательных: обобщение

102

Правописание суффиксов имѐн прилагательных

103

Правописание личных местоимений

104

Раздельное написание личных местоимений с предлогами

105

Правописание глаголов на -ться и –тся

106

Отрабатываем правописание глаголов на -ться и –тся

107

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного
числа

108

Отрабатываем правописание глаголов в форме 2го лица единственного числа

109

Отрабатываем правило определения спряжения глаголов с безударными личными
окончаниями

28

110

Правописание безударных личных окончаний глаголов

111

Отрабатываем правописание безударные личные окончания глаголов

112

Отрабатываем правописание безударные личные окончания глаголовисключений

113

Безударные личные окончания глаголов: трудные случаи

114

Отрабатываем трудные случаи написания безударных личных окончаний
глаголов

115

Безударные личные окончания глаголов: систематизация

116

Безударные личные окончания глаголов: обобщение

117

Правописание суффиксов глаголов

118

Правописание глаголов с орфограммами в суффиксах

119

Правописание глаголов в прошедшем времени

120

Отрабатываем правописание суффиксов и окончаний глаголов в прошедшем
времени

121

Изученные правила правописания глаголов: систематизация

122

Отрабатываем изученные правила правописания глаголов

123

Мягкий знак на конце наречий после шипящих

124

Отрабатываем орфограмму «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»

125

Наблюдаем за правописанием числительных

126

Знаки препинания в предложениях с одно родными членами, соединѐнными
союзами и, а, но

127

Знаки препинания в предложениях с одно родными членами, соединѐнными
союзом и

128

Знаки препинания в предложениях с одно родными членами, соединѐнными
союзами и, а, но

129

Знаки препинания в предложениях с одно родными членами без союзов

130

Знаки препинания в предложениях с одно родными членами, соединѐнными
союзами и, а, но, и без союзов

131

Наблюдаем за знаками препинания в сложном предложении, состоящем из двух
простых

132

Пробуем ставить знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух
простых

133

Наблюдение за знаками препинания в предложении с прямой речью после слов
автора

134

Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих
трудности

135

Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих
трудности

136

Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа на тему "Безударные
личные окончания глаголов"
29

137

Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Чему мы
научились на уроках правописания в 4 классе"

138

Речь: диалогическая и монологическая

139

Речевая культура диалога

140

Ситуации устного и письменного общения

141

Вспоминаем, как написать письмо, поздравительную открытку, объявление

142

Нормы речевого этикета

143

Можно ли по-разному читать один и тот же текст?

144

Чем изучающее чтение отличается от ознакомительного чтения

145

Текст: тема и основная мысль

146

Текст: заголовок

147

Подбираем заголовки, отражающие тему или основную мысль текста

148

Вспоминаем типы текстов

149

Различаем тексты-повествования, тексты-описания и тексты-рассуждения

150

Текст. Образные языковые средства

151

Текст. Структура текста

152

Текст. План текста

153

Пишем собственный текст по предложенному заголовку

154

Пишем текст по предложенному плану

155

Как сделать текст интереснее

156

Редактируем предложенный текст

157

Учимся пересказывать: подробный устный пересказ текста

158

Учимся пересказывать: выборочный устный пересказ текста

159

Учимся пересказывать: подробный письменный пересказ текста

160

Сочинение как вид письменной работы

161

Пишем сочинение-отзыв по репродукции картины

162

Пишем подробный пересказ текста

163

Пишем сочинение-повествование на тему

164

Пишем сжатый пересказ текста

165

Пишем сочинение-описание на тему

166

Пишем подробный пересказ текста

167

Пишем сочинение-рассуждение на тему

168

Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами

169

Резервный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами

170

Резервный урок по разделу развитие речи: проверочная работа

30

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Русский
язык. Азбука учебник: в 2 частях. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение».
2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 1-й класс: учебник.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2-й класс: учебник: в 2 частях.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 3-й класс: учебник: в 2 частях.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
5. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 4-й класс: учебник: в 2 частях.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. и др. Пособие для учителей
общеобразовательных организаций «Русский язык. Рабочие программы. Предметная
линия учебников системы «Школа России». 1 — 4 классы»
2. Канакина В. П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными
разработками. 1 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
3. Канакина В. П., Манасова Г. Н. Русский язык. Методическое пособие с
поурочными разработками. 2 класс. В 2-х частях. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение».
4. Канакина В. П. Методические рекомендации. 3 класс. Акционерное
общество «Издательство «Просвещение».
5. Канакина В. П. Методическое пособие с поурочсными разработками. 4
класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
РЭШ https://resh.edu.ru/
ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»
ФГИС «Моя школа»
Библиотека Минпросвещения https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/
Моя школа. Библиотека https://lib.myschool.edu.ru/market?filters
Библиотека цифрового образовательного контента https://apkpro.ru/bcok/

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».