РП Учусь создавать проект (ЭНШ)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 200

СОГЛАСОВАНО
протокол № 1
кафедры начальных классов
от «28» июня 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_____Миронова С.А.
Приказ № 28
от «28» июня 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Учусь создавать проект»
для обучающихся ЭНШ (1-3 класс)

г. Екатеринбург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Учусь создавать проект» предназначена для организации
учебной деятельности по духовно-нравственному направлению в начальных классах,
направлена на формирование способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к
обучению и познанию окружающего мира и самого себя, ценностного отношения к
знанию.
Главная идея проектной деятельности - направленность учебно-познавательной
деятельности школьников на результат. Работа над проектом даѐт учащимся опыт поиска
информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и
самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
 мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению,
сравнению, классификации и т.д.
 исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять
исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
 коммуникативные навыки направлены на формирование у ребѐнка умения не
только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно
отстаивать своѐ мнение или принимать точку зрения и советы других.
 социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе,
сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат
ребѐнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми,
которые его окружают.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических
условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и
эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей,
существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности,
в которые включаются дети в рамках программы «Учимся создавать проект», базируются
на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей
познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не
только на повышение компетенций обучающихся в определѐнных предметных областях,
но и на развитие творческих способностей ребѐнка, на создание продукта, имеющего
значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной
деятельности, где востребованы практически любые способности ребѐнка, реализованы
личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые
возможности для создания интереса младшего школьника, как к индивидуальному
творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской
практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей,
ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний,
тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для
самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ»
Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской
деятельности, через создание условий, способствующих развитию исследовательских
умений и творческого потенциала учащихся.
Задачи:
 развитие творческой исследовательской активности;
 формирование учащихся способности к организации исследовательской
деятельности;
 стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях
современной науки, поддержка стремления ребѐнка к самостоятельному изучению
окружающего мира;
 формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие
умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог,
координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности),
создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
 формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных
способов поведения;
 развитие психофизиологических способностей ребѐнка: памяти, мышления,
творческого воображения;
 формирование навыков устной презентации;
 обучение способам сбора и первичной обработки информации. (Сбор,
систематизация, хранение, использование);
 формирование умения составлять письменный отчѐт о работе над проектом;
 формирование умения планировать свою работу над проектом;
 формирование умения давать оценку готовому продукту, своей работе над
проектом.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ
ПРОЕКТ»
Главная идея проектной деятельности–направленность учебно-познавательной
деятельности школьников на результат.
Работа над проектом даѐт учащимся опыт поиска информации, практического
применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей
деятельности, развивает следующие обще-учебные навыки:
 мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению,
сравнению, классификации и т.д.
 исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять
исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
 коммуникативные навыки направлены на формирование у ребѐнка умения не
только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно
отстаивать своѐ мнение или принимать точку зрения и советы других.
 социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе,
сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат

ребѐнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми,
которые его окружают.
Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы
можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы
в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности
основного звена школы.
У младших школьников больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен
мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится
самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать
детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными
запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет
основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм
для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.
Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до
воспитания, формирования личности ребенка. Сущность проектной технологии
заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение
которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой
знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе
содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально
соединить академические знания с практическим опытом их применения.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не
только на повышение компетенций обучающихся в определѐнных предметных областях и
на развитие творческих способностей ребѐнка, но и на создание продукта, имеющего
значимость для других.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской
практике на последующих этапах обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на
самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым
предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и
формирования ценностного отношения к процессу познания.
Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в
классно-урочной форме, уроков-игр, с использованием современных технологий:
 проблемно-поисковое обучение;
 личностно - ориентированное обучение;
 когнитивное обучение (проектная деятельность, решение проблем и др.);
 контролирующее обучение (тестирование, портфолио, конкурсы разного уровня,
олимпиады и др.);
 информационно-коммуникационные (компьютерные программы, Интернетресурсы и т.д.);
 игровые технологии;
 здоровье сберегающие (смена видов деятельности, музыка, физ. минутки);
 технологии сотрудничества.
Для достижения образовательных целей используются разные методы обучения:
 словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, дискуссия),
 наглядные (наблюдение, демонстрация),

 практические (упражнения, познавательная игра),
 объяснительно-иллюстративный,
 частично-поисковый (эвристический),
 репродуктивный,
 исследовательский,
 метод проблемного изложения.
Программа позволяет проводить обучение с использованием различных
организационных форм работы: коллективная, в парах, групповая и индивидуальная.
Для успешного решения задач курса используются разнообразные приемы и
средства обучения.
Предлагается использовать интерактивные игры на формирование навыков
сотрудничества.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой
формой
работы,
во
время
занятий
осуществляется
индивидуальный
и
дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей –
теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учѐтом
возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития
пространственного и логического мышления.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Будут сформированы личностные универсальные учебные действия
 положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
 интерес к новому содержанию и новым способам познания;
 ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской
деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и
оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
 способность к самооценке на основе критериев успешности проектноисследовательской деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
 планировать свои действия;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
 адекватно воспринимать оценку своей работы;
 различать способ и результат действия;
 вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
 выполнять учебные действия в материале, речи, в уме:
 самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
незнакомом материале;
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;
 самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:

 осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном
пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
 использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и
представления их результатов;
 высказываться в устной и письменной формах;
 ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских
задач;
 владеть основами смыслового чтения текста;
 анализировать объекты, выделять главное;
 осуществлять синтез (целое из частей);
 проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения об объекте;
 обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
 подводить под понятие;
 устанавливать аналогии;
 оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент,
умозаключение, вывод и т.п.;
 видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить
наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы,
аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять
расширенный
поиск
информации
в
соответствии
с
исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
 фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
 оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие,
обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость,
несовместимость, возможность, невозможность и др.;
 использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе
и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 допускать существование различных точек зрения;
 учитывать разные мнения, стремиться к координации;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться, приходить к общему решению;
 соблюдать корректность в высказываниях;
 задавать вопросы по существу;
 использовать речь для регуляции своего действия;

 контролировать действия партнера;
 владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
 с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
 допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и
взаимодействии;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
 видеть проблемы
 ставить вопросы
 выдвигать гипотезы
 давать определение понятиям
 классифицировать
 наблюдать
 проводить эксперименты
 делать умозаключения и выводы
 структурировать материал
 готовить тексты собственных докладов
 объяснять, доказывать и защищать свои идеи
Содержание курса
Содержание учебного курса представлено следующими модулями:
«Узнаём»
Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления:
памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в
пространстве и т.д.
«Исследуем»
Задачи данного модуля включают в себя формирование знаний, умений, навыков,
необходимых для организации работыпо исследовательскому поиску. Здесь дети
знакомятся с понятием «исследование», «методы исследования» и т.п.
«Творим»
Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об
исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний,
развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные
наблюдения и эксперименты, создавать проекты.
«Представляем»

Задачей данного модуля является формирование умения обобщать опыт научного
исследования, развитие личности ребѐнка, способной к самореализации и
самоутверждению.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие
рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о
сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и
интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребѐнка на начало своего
исследования.
2. Практические занятия «Играем в учѐных» переносят детей в мир опытов и
знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или
занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные
решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у
ребѐнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами
рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной
самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое
мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «УЧУСЬ СОЗДАВАТЬ ПРОЕКТ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведѐнных на изучение «Учусь создавать проект» – 84 часов.
По учебному плану на изучение курса в 1 - 2 классах отводится 16 часов: 1 раз в две
недели; в 3–4 классах – по 34 ч.
1 КЛАСС
№ урока
Тема урока
1
Кто я? Моя семья Хобби. Чем я люблю заниматься.
Выбор темы проекта. О чем я больше всего
2
хочу рассказать. Знакомство с понятием «проект». Как собирать материал?
Твои помощники
3
Проблема. Решение проблемы
4
Предположение. Гипотеза.
5
Цель проекта и задачи проекта
Подборка нужной информации. Выбор нужной информации. Тебе помогут6
интересные люди
7
Продукт проекта. Презентации работ учащихся
8
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.
2 КЛАСС
№ урока
Тема урока
Мини-сообщение. Упражнения на умение отвечать на вопросы по теме
1
проекта.
Это интересно. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Беседа
2
«Роль растений в жизни человека». Это интересно. Играем в ученых.

3
4
5
6
7
8

«Мобильные телефоны»
Это интересно. Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос.
Это интересно. Играем в ученых. Поилка для цветов
Подготовка ответа на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.
Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоѐ знакомство с понятиями
«словарь», «проект», «тема». Знакомство с понятиями «формулировка».
Беседа «Как отстаивать свою точку зрения»,
Выбор помощников в работе над проектом. Этапы работы над проектом.
Ваше знакомство с понятием «этап». Знакомство с этапами проекта,
Актуальность темы проекта. Твоѐ знакомство с понятием «актуальность».
Проблема. Решение проблемы.
Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося-проектанта. Твои
впечатления работы над проектом.

3 КЛАСС
№ урока
Тема урока
1
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом.
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема.
2
Решение проблемы.
3
Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.
4
Требования к паспорту проекта.
5
Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта.
6
Требования к составлению анкет для проекта.
7
Анкетирование.
Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на
8
постере.
9
Создание мини-постера.
10
Создание мини-постера (продолжение).
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий,
11
рисунков, фигур, диаграмм.
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий,
12
рисунков, фигур, диаграмм (продолжение).
Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий,
13
рисунков, фигур, диаграмм (продолжение).
14
Программа МРР. Анимация.
15
Программа МРР. Настройка анимации.
16
Программа МРР. Настройка анимации (продолжение).
17
Программа МРР. Дизайн.
18
Программа МРР. Дизайн (продолжение.)
19
Программа МРР. Дизайн (продолжение).
20
Фотография на слайдах.
21
Фотография на слайдах. Работа с фотографией на слайдах.
22
Требования к компьютерной презентации.
23
Требования к компьютерной презентации (продолжение).
24
Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР.
Закрепление полученных умений и навыков в работе с программой МРР
25
(продолжение).
26
Составление первой презентации по заданному тексту.
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту
27
(продолжение).
28
Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

29
30
31
32
33
34

(продолжение).
Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе.
Обработка информации. Интервью. Визитка.
Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
Твои впечатления от работы над проектом.
Пожелания будущим проектантам.
Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.
Советы на лето от Мудрого Дельфина.

4 КЛАСС
№ урока
Тема урока
1
Твои новые интересы и увлечения.
2
Виды проектов.
3
Исследовательско-творческий проект.
4
Творческий проект.
5
Ролево-игровой проект.
6
Ролево-игровой проект (продолжение).
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей еѐ
7
проверкой.
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей еѐ
8
проверкой (продолжение).
9
Информационно-исследовательский проект.
10
Информационно-исследовательский проект (продолжение).
11
Практико-ориентированный проект.
12
Практико-ориентированный проект (продолжение).
13
Монопредметный проект.
14
Монопредметный проект (продолжение).
15
Межпредметный проект.
16
Виды презентационных проектов.
17
Вид презентации проекта как отчѐт участников исследовательской экспедиции
18
Вид презентации проекта в рамках научной конференции.
19
Правильная подготовка презентации к проекту.
20
Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления.
21
Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления (продолжение).
Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во
22
время работы над проектом.
Работа с Памяткой по составлению списка использованной литературы во
23
время работы над проектом (продолжение).
24
Типичные ошибки проектантов.
25
Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся.
26
Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой.
27
Программа МРР. Формирование умения в работе с таблицей.
28
Практическая работа.
29
Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
30
Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации.
Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и
31
по настройке полей и абзацев.
32
Твои впечатления от работы над проектом.
33
Пожелания будущим проектантам.
34
Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.

Советы мудрого Дельфина на лето.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 1-4
класса: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2023.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».