РП Физическая культура (ЭНШ)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ № 200

СОГЛАСОВАНО
протокол № 1
кафедры начальных классов
от «28» июня 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_____Миронова С.А.
Приказ № 28
от «28» июня 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Физическая культура»
для обучающихся ЭНШ (1-3 класс)

г. Екатеринбург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физической культуре для класса ускоренного изучения программы
НОО составлена на основе требований к результатам освоения программы начального
общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Программа по физической культуре разработана с учѐтом потребности современного
российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем поколении,
способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни,
использовать ценности физической культуры для саморазвития, самоопределения и
самореализации.
В программе по физической культуре отражены объективно сложившиеся реалии
современного
социокультурного
развития
общества,
условия
деятельности
образовательных организаций, запросы родителей обучающихся, педагогических
работников на обновление содержания образовательного процесса, внедрение в его
практику современных подходов, новых методик и технологий.
Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное значение в
онтогенезе обучающихся. Оно активно воздействует на развитие их физической,
психической и социальной природы, содействует укреплению здоровья, повышению
защитных свойств организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно
ориентируется на активное вовлечение обучающихся в самостоятельные занятия
физической культурой и спортом.
Целью образования по физической культуре на уровне начального общего
образования является формирование у обучающихся основ здорового образа жизни,
активной творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий
физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается ориентацией
учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья обучающихся, приобретение
ими знаний и способов самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и
освоение физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладноориентированной направленности.
Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура» заключается в
формировании у обучающихся необходимого и достаточного физического здоровья,
уровня развития физических качеств и обучения физическим упражнениям разной
функциональной направленности. Существенным достижением такой ориентации
является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счѐт
овладения ими знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий
подвижными играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой,
проведения физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений
за физическим развитием и физической подготовленностью.
Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в приобщении
обучающихся к истории и традициям физической культуры и спорта народов России,
формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом,
осознании роли занятий физической культурой в укреплении здоровья, организации
активного отдыха и досуга. В процессе обучения у обучающихся активно формируются
положительные навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со
сверстниками и учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе
совместной коллективной деятельности.
Методологической основой структуры и содержания программы по физической
культуре для начального общего образования являются базовые положения личностнодеятельностного подхода, ориентирующие педагогический процесс на развитие
целостной личности обучающихся. Достижение целостного развития становится
2

возможным благодаря освоению обучающимися двигательной деятельности,
представляющей собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура».
Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие психической и
социальной природы обучающихся. Как и любая деятельность, она включает в себя
информационный, операциональный и мотивационно-процессуальный компоненты,
которые находят своѐ отражение в соответствующих дидактических линиях учебного
предмета.
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и подготовки
обучающихся к выполнению комплекса ГТО в структуру программы по физической
культуре в раздел «Физическое совершенствование» вводится образовательный модуль
«Прикладно-ориентированная физическая культура». Данный модуль позволит
удовлетворить интересы обучающихся в занятиях спортом и активном участии в
спортивных соревнованиях, развитии национальных форм соревновательной
деятельности и систем физического воспитания.
Содержание
модуля
«Прикладно-ориентированная
физическая
культура»
обеспечивается программами по видам спорта, которые могут использоваться
образовательными организациями исходя из интересов обучающихся, физкультурноспортивных традиций, наличия необходимой материально-технической базы,
квалификации педагогического состава. Образовательные организации могут
разрабатывать своѐ содержание для модуля «Прикладно-ориентированная физическая
культура» и включать в него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и
развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и современных
традициях региона и школы.
Содержание программы по физической культуре изложено по годам обучения и
раскрывает основные еѐ содержательные линии, обязательные для изучения в каждом
классе: «Знания о физической культуре», «Способы самостоятельной деятельности» и
«Физическое совершенствование».
Планируемые результаты включают в себя личностные, метапредметные и
предметные результаты. Результативность освоения учебного предмета обучающимися
достигается посредством современных научно обоснованных инновационных средств,
методов и форм обучения, информационно-коммуникативных технологий и передового
педагогического опыта.
Общее число часов для изучения физической культуры для класса ускоренного
изучения программы НОО составляет – часов: в 1 классе – 30 часов (2 часа в неделю), во
2 классе – 36 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе –
68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Знания о физической культуре. Понятие «физическая культура» как занятия
физическими упражнениями и спортом по укреплению здоровья, физическому развитию
и физической подготовке. Связь физических упражнений с движениями животных и
трудовыми действиями древних людей.
Способы самостоятельной деятельности. Режим дня и правила его составления и
соблюдения.
Физическое совершенствование. Оздоровительная физическая культура. Гигиена
человека и требования к проведению гигиенических процедур. Осанка и комплексы
упражнений для правильного еѐ развития. Физические упражнения для физкультминуток
и утренней зарядки.
Спортивно-оздоровительная физическая культура. Правила поведения на уроках
физической культуры, подбора одежды для занятий в спортивном зале и на открытом
воздухе.
3

Гимнастика с основами акробатики. Исходные положения в физических
упражнениях: стойки, упоры, седы, положения лѐжа. Строевые упражнения: построение и
перестроение в одну и две шеренги, стоя на месте; повороты направо и налево;
передвижение в колонне по одному с равномерной скоростью.
Гимнастические упражнения: стилизованные способы передвижения ходьбой и
бегом; упражнения с гимнастическим мячом и гимнастической скакалкой; стилизованные
гимнастические прыжки.
Акробатические упражнения: подъѐм туловища из положения лѐжа на спине и
животе; подъѐм ног из положения лѐжа на животе; сгибание рук в положении упор лѐжа;
прыжки в группировке, толчком двумя ногами; прыжки в упоре на руки, толчком двумя
ногами.
Лыжная подготовка. Переноска лыж к месту занятия. Основная стойка лыжника.
Передвижение на лыжах ступающим шагом (без палок). Передвижение на лыжах
скользящим шагом (без палок).
Лёгкая атлетика. Равномерная ходьба и равномерный бег. Прыжки в длину и
высоту с места толчком двумя ногами, в высоту с прямого разбега.
Подвижные и спортивные игры с техническими приѐмами спортивных игр
(футбол). Считалки для самостоятельной организации подвижных игр.
Прикладно-ориентированная физическая культура. Развитие основных
физических качеств средствами спортивных и подвижных игр. Подготовка к выполнению
нормативных требований комплекса ГТО.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных
программ начального общего образования ФГОС программа направлена на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической
культуре.
Личностные результаты освоения программы начального общего образования
достигаются в ходе обучения физической культуре в единстве учебной и воспитательной
деятельности организации в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, саморазвития
и социализации обучающихся.
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому
и научному наследию, понимание значения физической культуры в жизни современного
общества, способность владеть достоверной информацией о спортивных достижениях
сборных команд по видам спорта на международной спортивной арене, основных
мировых и отечественных тенденциях развития физической культуры для блага человека,
заинтересованность в научных знаниях о человеке.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений,
создание учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе
этой учебной деятельности; готовность оценивать своѐ поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий
поступков; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при
объяснении ошибок и способов их устранения.
Ценности научного познания:
4

 знание истории развития представлений о физическом развитии и воспитании
человека в российской культурно-педагогической традиции;
 познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по физической
культуре, необходимых для формирования здоровья и здоровых привычек, физического
развития и физического совершенствования;
 познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной
работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий;
 интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию,
исследовательской
деятельности,
к
осознанному
выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Формирование культуры здоровья:
осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства; ответственное
отношение к регулярным занятиям физической культурой, в том числе освоению
гимнастических упражнений и плавания как важных жизнеобеспечивающих умений;
установка на здоровый образ жизни, необходимость соблюдения правил безопасности
при занятиях физической культурой и спортом.
Экологическое воспитание:
 экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение
к человеку, его потребностям в жизнеобеспечивающих двигательных действиях;
ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью,
осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях,
угрожающих здоровью и жизни людей;
 экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по физической
культуре отражают овладение универсальными познавательными действиями, в том
числе:
Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания
окружающего мира:
 ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в физической культуре (в
пределах изученного), применять изученную терминологию в своих устных и
письменных высказываниях;
 выявлять признаки положительного влияния занятий физической культурой на
работу организма, сохранение его здоровья и эмоционального благополучия;
 моделировать правила безопасного поведения при освоении физических
упражнений, плавании;
 устанавливать связь между физическими упражнениями и их влиянием на развитие
физических качеств;
 классифицировать виды физических упражнений в соответствии с определѐнным
классификационным признаком: по признаку исторически сложившихся систем
физического воспитания, по преимущественной целевой направленности их
использования, преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств
(способностей) человека;
 приводить примеры и осуществлять демонстрацию гимнастических упражнений,
навыков плавания, ходьбы на лыжах (при условии наличия снежного покрова),
упражнений начальной подготовки по виду спорта (по выбору), туристических
физических упражнений;
 самостоятельно (или в совместной деятельности) составлять комбинацию
упражнений для утренней гимнастики с индивидуальным дозированием физических
упражнений;

5

 формировать умение понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности, в
том числе для целей эффективного развития физических качеств и способностей в
соответствии с сенситивными периодами развития, способности конструктивно находить
решение и действовать даже в ситуациях неуспеха;
 овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
использовать знания и умения в области культуры движения, эстетического восприятия в
учебной деятельности иных учебных предметов;
 использовать информацию, полученную посредством наблюдений, просмотра
видеоматериалов, иллюстраций, для эффективного физического развития, в том числе с
использованием гимнастических, игровых, спортивных, туристических физических
упражнений;
 использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым
выходом), оценивать объективность информации и возможности еѐ использования для
решения конкретных учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие способность
обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использовать правила
общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельную организацию
речевой деятельности в устной и письменной форме:
 вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения
и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их
излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
 описывать влияние физической культуры на здоровье и эмоциональное
благополучие человека;
 строить гипотезы о возможных отрицательных последствиях нарушения правил
при выполнении физических движений, в играх и игровых заданиях, спортивных
эстафетах;
 организовывать (при содействии взрослого или самостоятельно) игры, спортивные
эстафеты, выполнение физических упражнений в коллективе, включая обсуждение цели
общей деятельности, распределение ролей, выполнение функциональных обязанностей,
осуществление действий для достижения результата;
 проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и
пожелания; оказывать при необходимости помощь;
 продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении задач выполнения физических упражнений, игровых заданий и игр на уроках, во
внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности;
 конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и
сотрудничества.
Регулятивные универсальные учебные действия, отражающие способности
обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все еѐ
компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка):
 оценивать влияние занятий физической подготовкой на состояние своего
организма (снятие утомляемости, улучшение настроения, уменьшение частоты
простудных заболеваний);
 контролировать состояние организма на уроках физической культуры и в
самостоятельной повседневной физической деятельности по показателям частоты пульса
и самочувствия;
 предусматривать возникновение возможных ситуаций, опасных для здоровья и
жизни;

6

 проявлять волевую саморегуляцию при планировании и выполнении намеченных
планов организации своей жизнедеятельности; проявлять стремление к успешной
образовательной, в том числе физкультурно-спортивной, деятельности; анализировать
свои ошибки;
 познавательную и практическую деятельность с использованием различных
средств информации и коммуникации.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Физическая культура»
отражают опыт учащихся в физкультурной деятельности. В составе предметных
результатов по освоению обязательного содержания, установленного данной программой,
выделяются: полученные знания, освоенные обучающимися; умения и способы действий,
специфические для предметной области.
В состав предметных результатов по освоению обязательного содержания включены
физические упражнения:
 гимнастические упражнения, характеризующиеся многообразием искусственно
созданных движений и действий, эффективность которых оценивается избирательностью
воздействия на строение и функции организма, а также правильностью, красотой и
координационной сложностью всех движений;
 игровые упражнения, состоящие из естественных видов действий (элементарных
движений, бега, бросков и т. п.), которые выполняются в разнообразных вариантах в
соответствии с изменяющейся игровой ситуацией и оцениваются по эффективности
влияния на организм в целом и по конечному результату действия (точнее бросить,
быстрее добежать, выполнить в соответствии с предлагаемой техникой выполнения или
конечным результатом задания и т. п.);
 туристические физические упражнения, включающие ходьбу, бег, прыжки,
преодоление препятствий, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде, эффективность которых
оценивается комплексным воздействием на организм и результативностью преодоления
расстояния и препятствий на местности;
 спортивные упражнения объединяют ту группу действий, исполнение которых
искусственно стандартизировано в соответствии с Единой всесоюзной спортивной
классификацией и является предметом специализации для достижения максимальных
спортивных результатов. К последней группе в программе условно относятся некоторые
физические упражнения первых трѐх трупп, если им присущи перечисленные признаки
(спортивные гимнастические упражнения, спортивные игровые упражнения, спортивные
туристические упражнения).
Предметные результаты отражают сформированность у обучающихся определѐнных
умений.
Знания о физической культуре:
 различать основные предметные области физической культуры (гимнастика, игры,
туризм, спорт);
 формулировать правила составления распорядка дня с использованием знаний
принципов личной гигиены, требований к одежде и обуви для занятий физическими
упражнениями в зале и на улице; иметь представление о здоровом образе жизни, о
важности ведения активного образа жизни;
 знать и формулировать основные правила безопасного поведения в местах занятий
физическими упражнениями (в спортивном зале, на спортивной площадке, в бассейне);
 знать и формулировать простейшие правила закаливания и организации
самостоятельных занятий физическими упражнениями, уметь применять их в
повседневной жизни; понимать и раскрывать значение регулярного выполнения
гимнастических упражнений для гармоничного развития; знать и описывать формы
наблюдения за динамикой развития гибкости и координационных способностей;
 знать основные виды разминки.
Способы физкультурной деятельности:
7

Самостоятельные занятия общеразвивающими и здоровье формирующими
физическими упражнениями:
 выбирать гимнастические упражнения для формирования стопы, осанки в
положении стоя, сидя и при ходьбе; упражнения для развития гибкости и координации;
 составлять и выполнять индивидуальный распорядок дня с включением утренней
гимнастики, физкультминуток, выполнения упражнений гимнастики; измерять и
демонстрировать в записи индивидуальные показатели длины и массы тела, сравнивать
их значения с рекомендуемыми для гармоничного развития значениями.
Самостоятельные развивающие, подвижные игры и спортивные эстафеты,
строевые упражнения:
участвовать в спортивных эстафетах, развивающих подвижных играх, в том числе
ролевых, с заданиями на выполнение движений под музыку и с использованием
танцевальных шагов; выполнять игровые задания для знакомства с видами спорта,
плаванием, основами туристической деятельности; общаться и взаимодействовать в
игровой деятельности; выполнять команды и строевые упражнения.
Физическое совершенствование:
Физкультурно-оздоровительная деятельность:
 осваивать технику выполнения гимнастических упражнений для формирования
опорно-двигательного аппарата, включая гимнастический шаг, мягкий бег;
 упражнения основной гимнастики на развитие физических качеств (гибкость,
координация), эффективность развития которых приходится на возрастной период
начальной школы, и развития силы, основанной на удержании собственного веса;
 осваивать гимнастические упражнения на развитие моторики, координационноскоростных способностей, в том числе с использованием гимнастических предметов
(скакалка, мяч);
 осваивать гимнастические упражнения, направленные на развитие жизненно
важных навыков и умений (группировка, кувырки; повороты в обе стороны; равновесие
на каждой ноге попеременно; прыжки толчком с двух ног вперѐд, назад, с поворотом в
обе стороны;
 осваивать способы игровой деятельности.
1 КЛАСС

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Тема урока
Что такое физическая культура
Режим дня и правила его составления и соблюдения
Личная гигиена и гигиенические процедуры
Осанка человека. Упражнения для осанки
Правила поведения на уроках физической культуры
Понятие гимнастики и спортивной гимнастики
Современные физические упражнения
Комплексы утренней зарядки и физкультминуток в режиме дня школьника
Исходные положения в физических упражнениях
Учимся гимнастическим упражнениям
Стилизованные способы передвижения ходьбой и бегом
Акробатические упражнения, основные техники
Акробатические упражнения, основные техники
Строевые упражнения и организующие команды на уроках физической культуры
8

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Способы построения и повороты стоя на месте
Стилизованные передвижения (гимнастический шаг, бег)
Гимнастические упражнения с мячом
Гимнастические упражнения со скакалкой
Гимнастические упражнения в прыжках
Подъем туловища из положения лежа на спине и животе
Подъем ног из положения лежа на животе
Сгибание рук в положении упор лежа
Разучивание прыжков в группировке
Прыжки в упоре на руках, толчком двумя ногами
Считалки для подвижных игр
Разучивание игровых действий и правил подвижных игр
Разучивание подвижной игры «Не попади в болото»
Разучивание подвижной игры «Не попади в болото»
Строевые упражнения с лыжами в руках
Строевые упражнения с лыжами в руках

2 КЛАСС

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Тема урока
Упражнения в передвижении на лыжах
Упражнения в передвижении на лыжах
Имитационные упражнения техники передвижения на лыжах
Имитационные упражнения техники передвижения на лыжах
Техника ступающего шага во время передвижения
Техника ступающего шага во время передвижения
Имитационные упражнения техники передвижения на лыжах скользящим шагом
Техника передвижения скользящим шагом в полной координации
Техника передвижения скользящим шагом в полной координации
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Ходьба на
лыжах. Подвижные игры
Чем отличается ходьба от бега
Упражнения в передвижении с равномерной скоростью
Упражнения в передвижении с изменением скорости
Обучение равномерному бегу в колонне по одному с невысокой скоростью
Обучение равномерному бегу в колонне по одному с разной скоростью
передвижения
Обучение равномерному бегу в колонне по одному в чередовании с равномерной
ходьбой
Правила выполнения прыжка в длину с места
Разучивание одновременного отталкивания двумя ногами. Приземление после
спрыгивания с горки матов
Разучивание подвижной игры «Пингвины с мячом»

9

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Обучение прыжку в длину с места в полной координации
Разучивание техники выполнения прыжка в длину и в высоту с прямого разбега
Разучивание подвижной игры «Кто больше соберет яблок»
Разучивание подвижной игры «Охотники и утки»
Разучивание игровых действий и правил подвижных игр
Обучение способам организации игровых площадок
Основные правила, ТБ на уроках, особенности проведения испытаний (тестов)
ВФСК ГТО
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бросок
набивного мяча. Подвижные игры
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Наклон вперед
из положения стоя на гимнастической скамье. Подвижные игры
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Метание
теннисного мяча в цель. Подвижные игры
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Прыжок в
длину с места толчком двумя ногами. Подвижные игры
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Поднимание
туловища из положения лежа на спине. Подвижные игры
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Челночный бег
3*10м. Подвижные игры
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Бег на 10м и
30м. Подвижные игры
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. Смешанное
передвижение. Подвижные игры
Освоение правил и техники выполнения норматива комплекса ГТО. 6-ти минутный
бег. Подвижные игры
Пробное тестирование с соблюдением правил и техники выполнения испытаний
(тестов) 1-2 ступени ГТО

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».